Внутренняя политика ] Внешняя политика ] Экономическая ситуация ] Ситуация в регионах ] Чечня ] Страны СНГ и Балтии ] Средства массовой информации ] За рубежом ] Разное ] Архив ] Экспертное мнение ]

Опубликовано в еженедельнике "Русская мысль" № 4424, 26 сентября -  2 октября 2002 года.

Михаил Виноградов

Вечный шах Леониду Кучме

Ни президент Украины, ни его оппоненты не могут завоевать политическую инициативу

В середине 90-х годов Украина с известной степенью условности могла быть названа одним из форпостов демократии на постсоветском пространстве. Она стала одной из первых стран, глава которой – Леонид Кравчук – провел вполне честные президентские выборы, а затем признал поражение и безропотно передал власть победителю – Леониду Кучме. Подобная практика и сегодня в диковинку многим странам СНГ, хотя примеры относительно цивилизованного ухода с поста главы государства уже имели место в России и Молдавии. Но украинскую элиту такая модель серьезно разочаровала – местная элита более склонна к воспроизведению опыта соседней Белоруссии. Подобно Александру Лукашенко, президент Леонид Кучма сосредоточен на проблеме удержания своей власти и нейтрализации политических оппонентов, предпочитая не ставить более амбициозные цели – достижение экономического прорыва, борьбу с коррупцией и т.п. В свою очередь, оппозиция, чьи ряды вроде бы множатся с каждым днем, остро ощущает отсутствие действенных механизмов для влияния на президента, а тем более – для его отстранения от власти. В результате время от времени разгораются политические кризисы, но их результаты каждый раз столь невнятны, что не дают стратегического преимущества ни власти, ни оппозиции.

Очередной политический кризис обрушился на Украину 16 сентября. В этот день оппозиция в рамках акции «Восстань, Украина!» вывела на улицы Киева несколько десятков тысяч демонстрантов. Формальным поводом была вторая годовщина исчезновения журналиста Георгия Гонгадзе, но эта тема оказалась на периферии – на передний план вышло требование отставки Леонида Кучмы и проведения досрочных выборов. Массовые акции прошли также в Сумах, Донецке, Николаеве, Львове, Черкассах, Харькове, состоялся небольшой митинг возле посольства Украины в Вашингтоне. Сам Кучма находился в этот момент на экономическом форуме в Зальцбурге, и сначала трудно было понять – то ли официальный Киев занял выжидательную позицию, то ли силовики сохранят нейтралитет и в стране действительно возможна «бархатная революция». Дополнительный драматизм ожиданиям «революционной ситуации» придавал факт приостановки вещания всех украинских телеканалов под предлогом профилактических работ, а также закрытие всех пунктов обмена валюты в центре Киева.

Но неопределенность длилась лишь несколько часов: в ночь с 16 на 17 сентября подразделения спецназа уничтожили разбитый возле президентской администрации палаточный лагерь протестантов. Кучма отказался от встречи с оппозиционными лидерами, объясняя это «оскорбительностью» их требований. Попытка противников президента созвать внеочередное заседание Верховной Рады завершилась неудачей. Правда, оппозиция заявила о решимости продолжить сопротивление – очередная акция намечена на 24 сентября. Тем не менее, аналитики все более скептически оценивают перспективы подобных действий и в один голос говорят о победе Кучмы.

Вообще весь второй срок президентства Кучмы ситуация в стране характеризуется устойчивой нестабильностью. Власть умеет отбивать атаки со стороны новой оппозиции в лице Виктора Ющенко, Юлии Тимошенко и Александра Мороза, но не способна взять политическую инициативу на себя. Сам Кучма озабочен не столько достижением каких-либо успехов в управлении страной, сколько внесением раскола в лагерь оппозиции.

Обстановка в лагере противников Кучмы тоже довольно противоречива. У них нет представления о том, какой механизм нейтрализации президента может дать эффект. Самый “простой” способ – весенние выборы в Верховную Раду – ожидаемого результата не принесли. Хотя блок “Наша Украина” Виктора Ющенко и занял первое место, сторонникам Кучмы удалось провести много своих людей по одномандатным округам. В результате в парламенте сейчас нет устойчивого большинства – ни пропрезидентского, ни оппозиционного. Идея начать процедуру импичмента достаточно популярна среди депутатов, но набрать необходимое для этого число голосов невозможно. В подобной ситуации массовые акции протеста остаются самым действенным способом «расшатывания» политической ситуации. Программа-максимум – отставка Кучмы, программа-минимум -  демонстрация украинской элите и зарубежным партнерам (как России, так и европейским государствам) крайней слабости действующей власти и отсутствия у нее политических перспектив. Тем более что показания к этому есть: Кучма действительно катастрофически непопулярен. По данным социологов, его антирейтинг доходит до 80%.

Другая проблема оппозиции – отсутствие идеологического и организационного единства. На сегодня в ее рядах сосуществуют левые (коммунисты и социалисты) и правые (сторонники Юлии Тимошенко и Виктора Ющенко), пророссийски настроенные политики и ярко выраженные “западники”. Процесс их объединения занял многие месяцы и до конца не завершен. Если слева антикучмовцы значительно укрепились благодаря коммунистам, то справа их корабль в любой момент может дать течь. Дело в том, что Кучма периодически намекает на возможность союза с Ющенко, чем вызывает нескрываемый интерес со стороны экс-премьера. Для Ющенко путь провозглашения официальным преемником Кучмы по российскому образцу не менее соблазнителен, нежели приход к власти в роли лидера оппозиции. Однако твердых гарантий такого союза у Ющенко по-прежнему нет, поэтому он балансирует между двумя центрами силы. Показательно, что блок «Наша Украина» официально не участвовал в подготовке акции 16 сентября, но в последний момент Ющенко все же примкнул к ней и солидаризировался с требованиями отставки Кучмы. Такие колебания Ющенко болезненно воспринимаются в лагере его недавнего союзника Юлии Тимошенко, которая считает альянс с Кучмой невозможным. Впрочем, на Тимошенко тоже есть рычаги давления – прокуроры все время грозят ей арестом по обвинению в крупных хищениях.

На этом фоне пропрезидентские силы выглядят более монолитными. Но эта сплоченность не должна обманывать. Здесь также существуют свои подводные течения. Лагерь Кучмы оказался в положении осажденной крепости, где в каждом союзнике видят потенциального перебежчика. Единство власти подтачивается и скрытой борьбой за статус будущего преемника Кучмы.

Таким образом, сентябрьские акции протеста обеспечили для оппозиции немалый пропагандистский эффект. Противники Кучмы продемонстрировали наличие у них значительной поддержки населения. В то же время стало ясно, что имеющихся у оппозиции ресурсов недостаточно для инициирования досрочных выборов. Так уже было во время предыдущих кризисов, когда массовые антипрезидентские демонстрации не приносили весомых результатов. В свою очередь, Кучма по-прежнему остается катастрофически непопулярным лидером, который обладает значительными административными рычагами, но не способен сформулировать и тем более реализовать какой-либо внятный стратегический курс.

Москва

Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 03 октября 2002
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100