Внутренняя политика ] Внешняя политика ] Экономическая ситуация ] Ситуация в регионах ] Чечня ] Страны СНГ и Балтии ] Средства массовой информации ] За рубежом ] Разное ] Архив ] Экспертное мнение ]

Опубликовано в еженедельнике "Русская мысль" № 4426, 10 - 16 октября 2002 года.

Михаил Виноградов

Березовский может покинуть партию Березовского

«Либеральная Россия» понижает градус оппозиционности

4 октября представители «Либеральной России» неожиданно заявили о возможности разрыва с сопредседателем партии Борисом Березовским. Поводом к этому стало большое интервью, которое «олигарх» дал главному редактору газеты «Завтра» Александру Проханову. 9 октября вопрос о пребывании Березовского на посту сопредседателя должен решить политсовет партии. Объявлено также об отказе «Либеральной России» от спонсорской поддержки Березовского, недавно обещавшего выделить на избирательную кампанию «ЛР» в Государственную Думу 100 млн. долл. Наибольшее недовольство радикал-либералов вызывает тезис Березовского о возможности сотрудничества с коммунистами для борьбы с авторитаризмом в России. Один из лидеров партии Виктор Похмелкин заявил, комментируя происшедшее: «У Березовского есть идея-фикс – сместить Путина. Ради этой идеи он готов объединиться с кем угодно, даже с коммунистами. А у нас нет самоцели отставки Путина. Его отставка – большое потрясение для страны. Ему нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия, экономически сильная страна».

Конфликт Березовского и «Либеральной России» еще раз обнажил слабость обоих участников этого альянса.

Создание партии было элементом не столько политической стратегии, сколько рекламной кампании Березовского. Безусловно, объективная необходимость в мобилизации голосов антипутинской части либерального электората в современной России существует. Однако Березовский никогда не был последователен в своей публичной политической позиции и вообще не придавал ей особого значения – разговоры о «просвещенном патриотизме» и возможности союза с левыми неоднократно велись им и раньше, просто, заявив себя после эмиграции либералом, он до последнего времени предпочитал об этих проектах не вспоминать. Равным образом вряд ли следует придавать значение новому «патриотическому» обличью «олигарха»: главным инструментом его публичной политической деятельности остается блеф – можно вспомнить, как он несколько раз предрекал бунт элиты против Путина и его досрочную отставку, а также анонсировал собственное возвращение в Россию в самом ближайшем будущем. В этой логике не столь принципиально, что именно говорит Березовский, – достаточно, чтобы он оставался в центре внимания, а зритель пытался угадать в его заявлениях хитросплетения задуманных «олигархом» новых комбинаций (одной из которых, похоже, становится односторонний союз с коммунистами).

Что касается «Либеральной России», то изначально это была слабая организация, не имеющих (за исключением Березовского) широко известных и узнаваемых лидеров. Наличие финансовой подпитки позволяло «ЛР» избежать участи «Демократической России», которая после создания партии Гайдара в середине 90-х долго и мучительно уходила в политическое небытие. Однако ярких самостоятельных инициатив «Либеральная Россия» предъявить не смогла, ожидания финансового дождя от Березовского породили в ее руководстве борьбу вокруг грядущего раздела денег. «ЛР» занимала скорее не оппозиционную, а эпатажную нишу. Показателен пример красноярских выборов, где местное отделение партии объявило о поддержке кандидатуры Александра Усса как раз для того, чтобы дискредитировать этого кандидата в глазах избирателей (подобным образом вела себя в Красноярске и ЛДПР). Отказ Министерства юстиции зарегистрировать «ЛР» создал угрозу неучастия партии в предстоящих думских выборах. Наконец, часть потенциальных сторонников партии, принимая ее политическую позицию, негативно относилась к союзу с Березовским.

В такой ситуации мягкий дрейф «Либеральной России» в сторону Кремля был не неизбежным, но вполне логичным шагом. Партии нужна была легализация для того, чтобы претендовать на роль пусть неполноправного, но все же участника серьезного политического торга. Дистанцирование от Березовского выводит партию из-под ударов, которые Кремль периодически обрушивает на голову «олигарха». Интересно, что первый шаг к сближению позиций сделал Кремль: на встрече с министром юстиции Юрием Чайкой Владимир Путин выразил беспокойство в связи с препятствиями при регистрации ряда партий, в том числе «Либеральной России». После этих слов мало кто сомневается, что «ЛР» уже в скором будущем получит свидетельство о регистрации. Именно после этого последовали сообщения Сергея Юшенкова и Виктора Похмелкина о разрыве с Березовским.

Остается гадать, сумеет ли «ЛР» сохранить собственное «я» в самостоятельном плавании. Заявления Похмелкина свидетельствуют о том, что партия может занять более мягкую позицию в отношении Путина. Если это действительно случится, задача объединения антипутинского электората (самый простой в случае «ЛР» способ «раскрутки») уйдет на второй план, а альтернативной идеологии у радикал-либералов сейчас нет. Антикоммунистическая риторика, которую, очевидно, будут активнее использовать Юшенков и Похмелкин, вряд ли вызовет интерес у населения и элит: хотя третье место Сергея Глазьева на выборах в Красноярском крае дает коммунистам определенные надежды на усиление популярности и политического влияния, серьезным претендентом на власть их давно не считают.

Москва

Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 10 октября 2002
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100