Внутренняя политика ] Внешняя политика ] Экономическая ситуация ] Ситуация в регионах ] Чечня ] Страны СНГ и Балтии ] Средства массовой информации ] За рубежом ] Разное ] Архив ] Экспертное мнение ]

Опубликовано в еженедельнике "Русская мысль" № 4427, 17 - 23 октября 2002 года.

Михаил Виноградов

Перепись населения: власть пошла в народ

Народ от общения уклонился

С 9 по 16 октября в России проходит перепись населения. Желание властей провести учет своих граждан выглядит вполне логичным: данные последней переписи, проходившей в 1989 году, давно устарели, и все бывшие союзные республики, кроме Узбекистана и Молдавии, уже провели собственные переписи. Однако это, казалось бы, рядовое мероприятие превратилось в крупную политическую акцию. Государству было важно показать, что эпоха нестабильности окончательно ушла в прошлое и теперь у него есть время и силы заняться такими масштабными мероприятиями, как инвентаризация. Однако похоже, что власть переоценила свой потенциал. Ее попытка вступить в непродолжительный диалог с населением не нашла понимания у последнего. По разным оценкам, переписью будет охвачено от 75 до 90% граждан. Многие отказались от участия в переписи – либо из страха открыть дверь незнакомым людям, либо в знак своего принципиального несогласия с теми или иными действиями властей. Вполне возможно, что государству придется сосредоточить основные усилия не на подсчете переписных листов, а на убеждении собственных граждан в том, что перепись прошла успешно.

«Неучтенные» демографические сдвиги

Социологи и демографы действительно испытывают большие трудности, анализируя структуру нынешнего населения современной России. Прошедшие с момента предыдущей переписи 13 лет стали временем социальных катаклизмов, экономических потрясений, этнических конфликтов, активной миграции. Государственная машина, которая, по идее, должна вести паспортный, пенсионный, воинский и прочие учеты собственных граждан, к столь серьезным изменениям оказалась не готова, вследствие чего все официальные сведения о населении России являются крайне приблизительными.

Излюбленной темой оппозиции в современной России остается неуклонное сокращение численности населения страны. Демографы дают этому факту несколько объяснений. Одно из них, безусловно, вполне политическое – в 90-е годы (особенно в первой половине) происходит снижение уровня жизни населения, вследствие чего все меньше семей оказываются готовы заводить детей либо предпочитают ограничиться одним ребенком. Одновременно происходит снижение продолжительности жизни (в наиболее кризисный период показатель средней длительности жизни мужчин даже падает до 57 лет). 

Безусловно, экономический кризис оказывает отрицательное влияние на демографическую ситуацию в стране. Однако он не является единственной причиной сокращения численности населения. Сказывается и тот факт, что удельный вес городского населения неуклонно возрастает. Деградация села во многих регионах страны не остановлена и сегодня, экономически активная часть жителей деревень уезжает в города, где уровень рождаемости традиционно гораздо ниже. По мнению некоторых экспертов, свою роль сыграл и очередной цикл, связанный с последствиями второй мировой войны: гибель значительной части демографически активного населения заложила «бомбу», которая с определенной периодичностью дает о себе знать спустя многие годы. Наконец, открытие границ расширило возможности для эмиграции, причем, в отличие от советской эпохи, какого-либо учета уехавших не существует. Впрочем, есть и оборотная сторона. Будучи одним из наиболее экономически успешных государств СНГ, Россия стала магнитом для жителей бывших союзных республик, многие из которых осели на территории РФ. Теоретически не исключено, что уровень иммиграции в страну позволяет компенсировать естественную убыль населения. Но поскольку многие приехавшие пребывают в России на нелегальном положении, органы внутренних дел достоверной статистикой не владеют.

Крайне противоречивы сведения о национальном составе жителей России. Если в Советском Союзе постоянно возрастал удельный вес жителей мусульманских республик, то РФ считается мононациональной страной, где русское население составляет около 85%. Очевидно, однако, что в советскую эпоху многие жители автономных республик считали более выгодным записываться как русские, а сейчас они могут вспомнить о корнях и изменить национальную самоидентификацию. Кроме того, происходит значительный приток в Россию жителей стран СНГ, а также приграничных Китая и Кореи. Если бы перепись населения прошла успешно, возможно, она дала бы ответ и на еще один вопрос: насколько велик приток в Россию русских беженцев из стран СНГ и сопоставим ли он с иммиграцией в страну представителей других национальностей. 

Битвы накануне переписи

Еще задолго до старта перепись населения стала объектом серьезной политической борьбы. Противоборство развернулось сразу по нескольким направлениям.

Серьезные баталии развернулись вокруг национального вопроса. Многие республики заинтересованы в том, чтобы завысить численность титульной национальности. В свою очередь, федеральные власти попытались использовать перепись для «укрощения» наиболее активных представителей национальных республик. Решение о том, чтобы записывать национальность участников переписи в той формулировке, которую даст сам гражданин, вызвало недовольство властей Татарстана: одно дело, если в стране будет выявлена многомиллионная диаспора татар, другое – если помимо казанских татар отдельными строками в итогах переписи будут выделены сибирские и крымские татары, а также мишари и кряшены. Но протесты Казани успеха не имели – теперь во многих населенных пунктах республики переписчики вопреки инструкциям из Москвы пытаются записывать кряшен как татар, а те, в свою очередь, дабы не вступать в конфликт с переписчиками, называют себя не кряшенами, а русскими, лишь бы не быть записанными как татары. Но если в Татарстане административный ресурс призван «улучшить» статистику численности татар, то в соседнем Башкортостане местные власти будут пытаться максимально сократить число «учтенных» татар, по возможности записывая их как башкир.

Другим объектом столкновений явился вопрос о религиозной принадлежности граждан. Появление официальной статистики могло поставить в неприятное положение две крупнейшие конфессии России – православие и ислам. На сегодняшний день их представители оперируют сильно завышенными и трудно проверяемыми данными о численности своих приверженцев. На деле же далеко не все русские считают себя православными, а татары – мусульманами, в стране немало сторонников других религий, еще больше – атеистов. Здесь власть пошла на уступки, вообще исключив из переписи вопрос о религиозной принадлежности (который во многих странах является ключевым для определения национального состава), расценив его как слишком «деликатный». 

Провал переписи: как это было

Перепись стартовала 9 октября и началась с мощной информационной кампании, призванной вызвать у граждан доверие к этому мероприятию. По телеканалам были продемонстрированы кадры общения переписчиков с президентом, премьером и патриархом, в регионах на переписные участки пришли губернаторы. Однако уже в первый день стало ясно, что государство серьезно переоценило свои возможности по организации переписи.

Жители многих регионов вспомнили советскую практику, когда жильцы требовали починить крышу, угрожая отказом от участия в выборах. Сегодня этот способ уже не действен (власти почти не обращают внимания на явку избирателей), а вот бойкот переписи показался им вполне эффективным приемом. В результате практически из всех регионов поступают сообщения о случаях отказов от переписи. Основными требованиями населения стали обеспечение отопления и энергоснабжения, весьма популярным оказался призыв отменить правительственное решение повысить пошлины на подержанные иномарки. Бойкот объявлялся и по более мелким поводам – требование прекратить постройку высотных домов, загораживающих вид на реку, или не допустить перевода туберкулезного диспансера в здание детского отделения больницы. Немало людей отказывалось от участия в переписи не по «идейным», а по вполне бытовым соображениям – нежелание открывать дверь незнакомым людям, страх перед передачей сведений переписи в милицию, стремление уклониться от воинского учета и т.п. Известно, что на Дальнем Востоке властям не удалось договориться об участии в переписи китайской общины, так что на достоверные сведения о китайской диаспоре в России рассчитывать также не приходится.

Довольно непростая ситуация сложилась с переписчиками. Желающих получить полторы тысячи рублей за обход 400 квартир нашлось немного, властям пришлось в экстренном порядке мобилизовать для этого мероприятия студентов, которые отнеслись к переписи весьма прохладно. Самым громким стал случай в Нижнем Новгороде, когда 30% переписчиков отказались выйти на работу. Несмотря на стремление правоохранительных органов не регистрировать подобные эксцессы, широко известны случаи агрессии против переписчиков, а информация о нападении на них собак и вовсе стала вполне обыденной (государство пообещало застраховать всех переписчиков, но сумма страховки – 5 тысяч рублей – выглядит смехотворной). По сообщениям прессы, переписчикам даже не предоставили данные о шифрах кодовых замков в подъездах, что, естественно, тоже не повышает результативность переписи.

Маловероятно, что власть признает свое поражение в попытке учесть граждан: скорее всего, данные переписи будут объявлены достоверными. Но в любом случае государству брошен серьезный вызов. Даже те граждане, которые ходят на избирательные участки и голосуют за «партию власти», демонстрируют крайнюю «несознательность», как только дело доходит до участия в акциях «государственного масштаба» - будь то перепись населения или призыв на воинскую службу. Пропасть в отношениях между властями (в том числе и местными) и населением настолько огромна, что отказ от переписи нередко является единственным способом наладить диалог с чиновниками. Недовольство некоторыми шагами правительства (такими, как повышение пошлин на иномарки) крайне велико, и тот факт, что эти протесты не принимают политическую окраску, вряд ли может служить серьезным утешением. Наконец, налицо признаки стихийного недовольства людей существующей паспортной системой, препятствующей уведомительной регистрации граждан по месту жительства. 

Очевидно, социологам еще предстоит разобраться, чего в поведении «отказников» было больше – эпатажа и склонности к асоциальным шагам или же вполне осмысленного поведения. Правда, урон, который они рассчитывают нанести государству своими действиями, будет не слишком велик – ведь, по данным журнала «Политбюро», никаких шагов по практическому учету итогов переписи правительством не запланировано, так что на текущую работу государственных органов результаты переписи – вне зависимости от их достоверности – вряд ли повлияют.

Москва

Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 22 октября 2002
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100