Внутренняя политика ] Внешняя политика ] Экономическая ситуация ] Ситуация в регионах ] Чечня ] Страны СНГ и Балтии ] Средства массовой информации ] За рубежом ] Разное ] Архив ] Экспертное мнение ]

Опубликовано в еженедельнике "Русская мысль" № 4433, 28 ноября - 4 декабря 2002 года.

Михаил Виноградов

Российские политики хотят дружить с Вашингтоном против Европы

Под Санкт-Петербургом прошла встреча Путина и Буша

22 ноября в Царском селе под Санкт-Петербургом прошли переговоры Владимира Путина и президента США Джорджа Буша. Американский лидер прибыл в Россию в рамках своего европейского турне, которое предусматривало также посещение Праги (где проходил саммит НАТО), Вильнюса и Бухареста. Решение о поездке Буша было принято месяц назад. Оно выглядит как одна из уступок Москве за то, что она рано или поздно перестанет препятствовать возможной военной операции в Ираке. Кроме того, прибытие Буша выглядело как демонстрация солидарности с коллегой по борьбе с «международным терроризмом» после событий в Театральном центре. Цена, которую приходится платить за смягчение российской позиции по Ираку, – подчеркнуто благожелательные отзывы Буша о Путине – представляется Вашингтону вполне приемлемой. Для США это особенно актуально на фоне охлаждения отношений с Германией, которая оказалась главным противником боевых действий в Ираке. К тому же Буш не меньше, чем Путин, заинтересован в поддержании общественного интереса к проблемам борьбы с терроризмом.

Из официальной информации трудно составить представление о результатах переговоров. Известно лишь, что президенты подписали два совместных заявления. В прессе появились также слухи о том, что Буш пообещал в случае смены режима в Багдаде посодействовать в возврате Ираком долгов России, а также не добиваться резкого падения мировых цен на нефть. Путин назвал встречу  «результативной по количеству обсужденных вопросов и по сверке часов по ключевым вопросам двусторонних отношений и нашего взаимодействия на международной арене». Совместная пресс-конференция по итогам переговоров была большей частью посвящена проблеме расширения НАТО и борьбе с международным терроризмом, но ее участники не сделали принципиально новых заявлений. Единственным сюрпризом стала резкая критика Путиным в присутствии Буша Саудовской Аравии – одного из союзников США на Ближнем Востоке. Возможно, это было своеобразным ответом Кремля на позитивную оценку, данную Бушем в интервью телекомпании НТВ президенту Грузии Эдуарду Шеварднадзе, с которым Москва находится в состоянии «холодной войны».

В России пропрезидентские политики интерпретируют встречу Буша и Путина как свидетельство больших внешнеполитических способностей Путина (которому удается в ходе переговоров один на один гораздо больше, чем всему МИДу) и как подтверждение дружбы России и США против Европы – так необходимой на фоне «ошибочного» понимания Старым светом ситуации в Чечне и недавней операции по освобождению заложников, а также «неправильной» позиции ЕС по Калининграду. Такая трактовка ориентирована исключительно на российскую аудиторию – сам Путин антиевропейских высказываний, естественно, не допускает. Российские дипломаты, не добившиеся успеха в попытках играть на противоречиях США и Западной Европы, в этой идее давно разочаровались, но общественное мнение пока еще восприимчиво к подобным прожектам. Другое дело, что Вашингтон здесь не особенно склонен подыгрывать российским политикам – показательно, что Буш воздержался от положительных оценок операции в Чечне, а накануне саммита мягко подверг сомнению достоверность обвинений, выдвигаемых против Аслана Масхадова. 

Москва

Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 28 ноября 2002
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100