Внутренняя политика ] Внешняя политика ] Экономическая ситуация ] Ситуация в регионах ] Чечня ] Страны СНГ и Балтии ] Средства массовой информации ] За рубежом ] Разное ] Архив ] Экспертное мнение ]

Опубликовано в еженедельнике "Русская мысль" № 4445, 27 февраля - 5 марта 2003 года.

Михаил Виноградов

Позиция России по Ираку: глобальная маскировка

«Миротворческие» заявления российских представителей не означают присоединения РФ к антиамериканскому союзу 

По мере приближения войны в Ираке действия российской дипломатии выглядят все более «миротворческими». Ведутся активные консультации с Парижем и Берлином (в Москву даже специально прилетал Герхард Шредер), российские власти обещают голосовать против американской версии резолюции ООН, Путин направляет в Багдад Евгения Примакова, считающегося одним из самых влиятельных лоббистов проарабской внешней политики. У неискушенного телезрителя, следящего за событиями по программам государственного телевидения, складывается ощущение: Кремль делает все, что может, дабы не допустить кровопролития и воспрепятствовать притязаниям США на роль «мирового жандарма».

Впрочем, более любопытный наблюдатель может обнаружить, что никаких принципиальных изменений в поведении России не происходит. Не случайно значительная часть комментариев негосударственных СМИ относительно последних шагов российской дипломатии носит куда более осторожный характер. Поездка Примакова в Ирак носит скорее символический характер – от Хусейна уже мало что зависит и центр принятия решений находится в Вашингтоне, а отнюдь не в Багдаде. А в американскую столицу в это время был как раз направлен глава президентской администрации Александр Волошин, который, как полагают многие российские эксперты, и вел переговоры в Белом доме об уступках, которые Россия может получить за непротивление американской военной операции. В числе предъявленных им условий могли быть участие российских компаний в восстановлении постсаддамовского Ирака, подтверждение прав «ЛУКойла» на участие в разработке иракских нефтяных месторождений, урегулирование вопросов с долгами Ирака перед Россией, снятие Вашингтоном претензий к ядерному сотрудничеству Москвы и Тегерана.

К проамериканской позиции все чаще склоняются российские политики и журналисты. 25 февраля «Файнэншл таймс» напечатала статью Бориса Немцова, в которой говорится о трех условиях, способных побудить Россию к переходу на сторону США: обязательство новых властей Ирака погасить 8-миллиардный внешний долг перед РФ, подтверждение ранее заключенных Ираком контрактов с российскими компаниями, а также недопущение обвального падения мировых цен на нефть. 1 марта Виктор Шейнис в «Независимой газете» назвал попытки создания антиамериканской коалиции с Германией и Францией «безумными», указав, что Берлин и Париж в конечном счете договорятся с Вашингтоном, а этот проект столь же нереалистичен, как и обсуждавшийся несколько лет назад антизападный союз России, Китая и Индии. А газета «Известия» даже предположила, что визит Шредера в Москву мог быть связан с попыткой Берлина снизить остроту конфликта с США: «В Берлине многие поняли, что в "миротворческом" противостоянии США (оно перешло уже на личностный уровень взаимного неприятия Шредера и Буша) Германия зашла слишком далеко, поставив на пару с французами под угрозу существование так называемой атлантической солидарности, которая служит не только опорой НАТО, но фактором глобальной стабильности».

Если Россия склоняется к проамериканской позиции осторожно и не слишком афишируя это, то ее партнеры по СНГ ведут себя более открыто. Как пишет на страницах газеты «Время MN» журналист Виталий Портников, «в недавнем прошлом, когда Москва, например, однозначно осуждала натовские бомбардировки Югославии, поддержать Запад означало на постсоветском пространстве дистанцирование от Москвы. А сейчас? Президент Беларуси Александр Лукашенко решительно выступает против войны в Ираке и готовится принять у себя сына Саддама Хусейна. Но противоречит ли эта позиция мнению Владимира Путина, также решительно выступающего против войны и посылающего в Багдад Евгения Примакова? С другой стороны, Гейдар Алиев летит в Вашингтон поговорить об экономических отношениях Азербайджана и Штатов в ситуации, когда война вот-вот начнется, то есть, по сути, высказывает очевидную поддержку США. Но противоречит ли его визит подходу российского коллеги, направившего в Вашингтон главу собственной администрации? Раз российская позиция сводится к двум подходам к одной проблеме, то у союзников России тоже может быть несколько позиций. При этом страны СНГ куда меньше связаны с Европой, чем бывшие социалистические государства - впрочем, последним эта связь отнюдь не помешала выразить поддержку американцам и жестко отреагировать на недипломатичную попытку французского президента Жака Ширака показать, кто в Европе главный».

При этом за исключением Лукашенко, которому терять уже нечего, с однозначным осуждением США выступать никто не торопится. Более того, несколько стран СНГ открыто заявили проамериканскую позицию. Причем это характерно как для «прозападных» президентов (Эдуард Шеварднадзе заявил о готовности предоставить территорию Грузии под военные базы США, а Гейдар Алиев готов пойти на уступки Вашингтону, чтобы получить поддержку проекта передачи власти сыну), так и для тех, чьи отношения с западным миром заметно ухудшились. Однозначно на стороне США выступил Сапармурат Ниязов, который нуждается в реабилитации после недавней волны политических репрессий в стране. Аналогичную позицию склонен занять и Нурсултан Назарбаев, которому после «Казахгейта» и серии судебных процессов против оппозиции также важно улучшить свою репутацию. Следующей на очереди будет Украина – Леониду Кучме важно загладить скандал вокруг поставок в Ирак ударных установок «Кольчуга». На минувшей неделе Киев сообщил о намерении направить в регион конфликта батальона радиационной, химической и биологической защиты, что вызвало явное одобрение со стороны американской администрации. Власти Молдавии свою позицию пока не предъявили, однако на минувшей неделе они вели консультации с главой американского Комитета в поддержку НАТО и форума «За освобождение Ирака» Брюсом Джексоном, посетившим Бухарест, Кишинев и Киев. Если США удастся избежать серьезных неудач в Ираке, «неприсоединившиеся» страны (Молдавия, Армения, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан), скорее всего, в итоге все же выступят на стороне Вашингтона.

Москва

Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 10 марта 2003
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100