Внутренняя политика ] Внешняя политика ] Экономическая ситуация ] Ситуация в регионах ] Чечня ] Страны СНГ и Балтии ] Средства массовой информации ] За рубежом ] Разное ] Архив ] Экспертное мнение ]

Опубликовано в еженедельнике "Русская мысль" № 4450, 3 - 9 апреля 2003 года.

Михаил Виноградов

«Единая Россия» репетирует съезд победителей

«Партия власти» почему-то надеется опередить коммунистов на парламентских выборах 

29 марта в московской гостинице «Космос» прошел второй съезд партии «Единая Россия». Внешне это событие выглядело весьма пафосно: государственные телеканалы открывали новости репортажами со съезда, транслируя интервью с вошедшими в партию губернаторами, артистами и спортсменами. В отчетном докладе лидер партии Борис Грызлов сообщил, что в партии сейчас состоит 400 тысяч человек, в том числе 151 депутат Государственной Думы, 41 член Совета Федерации, более 500 глав муниципальных образований, в 42 из 88 региональных парламентах созданы депутатские объединения «Единой России». Накануне съезда руководители партии были приняты в Кремле Владимиром Путиным, что должно было показать близость «единороссов» к главе государства, который хотя и не торопится вступать в партию, но «всей душой» поддерживает ее.

Однако столь благополучная картина складывается лишь при взгляде с парадного подъезда. На деле съезд «ЕР» почти не приблизил партию к выходу из затяжного кризиса. Более того, сам форум выглядел как событие искусственное и практически бессмысленное. В начале года было решено созвать съезд для смещения главы генерального совета партии Александра Беспалова – выдвиженца Владимира Путина, который фактически заменил прежнего лидера партии Сергея Шойгу и пытался в меру сил раскручивать партию с помощью экстравагантных инициатив. Но Беспалов предпочел уйти без скандала за несколько недель до съезда, а новой повестки дня организаторы придумать не успели. Определенные надежды связывались с тем, что съезд явит партии еще нескольких лидеров – Дмитрия Рогозина и Александра Хлопонина. Но ни тот, ни другой серьезных постов в партии не получили.

В результате состав президиума съезда выглядел весьма блекло. Во главе стола находился министр внутренних дел Борис Грызлов, экстренно возвращенный в партию в качестве «первого лица» вместо Беспалова. Но сверхпопулярности (да и особой известности) у Грызлова нет, а тот факт, что Грызлов возглавляет российскую милицию, может только оттолкнуть избирателей. Рядом с Грызловым находились прежние лидеры движения «Вся Россия» Юрий Лужков и Минтимер Шаймиев, а также Сергей Шойгу – все они давно оттеснены на периферию и особой роли в партии не играют. Кроме того, в президиуме присутствовали лидеры парламентских фракций, являющихся вассалами «Единой России». Глава депутатской группы «Регионы России» Олег Морозов более известен не публичной деятельностью, а лоббированием интересов Шаймиева. Сегодня Морозов куда больше озабочен не рейтингом «единороссов», а сохранением в будущей Думе собственной депутатской группы. Накануне попытка Морозова вступить от имени «ЕР» в полемику с Геннадием Зюгановым завершилась полным фиаско: во время телевизионных дебатов 80% телезрителей поддержали лидера КПРФ (это особенно любопытно, поскольку дебаты шли на телеканале ТВС, аудитория которого традиционно симпатизирует либералам). Лидер думской фракции «Единство» Владимир Пехтин - тень Бориса Грызлова, прославившийся за свою политическую карьеру разве что поражением на выборах губернатора Магаданской области – поддерживавшийся Пехтиным и «ЕР» кандидат в губернаторы Николай Карпенко проиграл сопернику, и, чтобы как-то загладить неловкость, на съезде приняли в партийные ряды Николая Дудова, избранного губернатором области вопреки сопротивлению «Единой России». Кроме того, в президиуме съезда был Вячеслав Володин, который после ухода Евгения Примакова в Торгово-промышленную палату возглавил непонятно кого представляющую после слияния «Отечества» с «Единством» фракцию «Отечество – Вся Россия».

Предъявлением «первых лиц» партии дело по сути и ограничилось. Борис Грызлов выступил с обстоятельным докладом, который, однако, оставил открытыми ключевые вопросы, а без ответа на них успех «ЕР» маловероятен.

Во-первых, так и неясно, каким образом «единороссы» надеются опередить на парламентских выборах КПРФ. Грызлов утверждает, что партия может рассчитывать как минимум на 37% (суммарный результат «Единства» и «Отечества» на выборах 1999 года). Но удержать сторонников «Единства» (особенно в условиях фактической опалы Шойгу) и сохранить избирателей «Отечества» (состоящих частично из протестного электората «Отечества», частично – из административного ресурса ныне оттесненных на периферию Лужкова, Шаймиева и Рахимова) будет весьма непросто. Да и попытки внести раскол в стан КПРФ и оттянуть у них голоса с помощью блока Селезнева и других карликовых партий выглядят не очень убедительно.

Во-вторых, непонятно, как воспримут избиратели резкую критику партией (куда входят несколько федеральных министров) действий правительства. В выступлении на съезде Грызлов обвинил кабинет Касьянова в неспособности «энергично решать проблемы страны» и в подверженности влиянию капитала, а главным «козлом отпущения» за провалы правительства предложено сделать министра труда Александра Починка, который на эту роль годится довольно слабо. Если же «единороссы» продолжат раскачивать лодку и требовать отставки Касьянова, это приведет к расколу в «партии власти», а значит, к размыванию административного ресурса. 

Остается загадкой, насколько единой в поддержке «ЕР» будут президентские структуры. Накануне съезда разгорелась борьба вокруг контроля над партийным аппаратом. Грызлову удалось провести на ряд руководящих постов своих сторонников из Санкт-Петербурга, до сих пор в способностях к публичной политике не замеченных. Правда, в последний момент более изощренные игроки - Александр Волошин и Владислав Сурков – сумели лишить «грызловских» контроля над финансами, но достигнутое равновесие не очень устойчиво. Если Волошин и Сурков не сумеют взять партию под полный контроль, им имеет смысл уступить политическую инициативу «грызловцам», чтобы не отвечать за чужие просчеты.

Наконец, никто так и не объяснил, какой смысл Владимиру Путину расходовать свой рейтинг на поддержку не слишком популярной и эффективной партии. Показательно, что на съезде Путин не появился, да и сам форум проходил в гостинице «Космос», а не в Кремлевском Дворце съездов. Встреча Путина с лидерами «ЕР» выглядит не столько как свидетельство их прочного союза, сколько как утешительный приз «партии власти», которая так и не стала серьезной опорой президента.

Москва

Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 13 апреля 2003
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100