Внутренняя политика ] Внешняя политика ] Экономическая ситуация ] Ситуация в регионах ] Чечня ] Страны СНГ и Балтии ] Средства массовой информации ] За рубежом ] Разное ] Архив ] Экспертное мнение ]

Опубликовано в еженедельнике "Русская мысль" № 4455, 8 - 14 мая 2003 года.

Михаил Виноградов

Пятидневная дружба России и Украины

Путин и Кучма провели в Крыму марафонский саммит

С 30 апреля по 4 мая в Крыму прошли переговоры президентов России и Украины Владимира Путина и Леонида Кучмы. Несмотря на то, что формально Путин был здесь не в отпуске, а с рабочим взитом, встречи проходили в максимально неформальной атмосфере: президенты прогуливались без галстуков по набережным Ялты, посещали завод «Массандра», провели много времени на крымских куроротах. Помимо этого, российский лидер встретился с руководством Черноморского флота, а также с председателями Верховного совета и Совета министров Автономной республики Крым.

По итогам переговоров Путин и Кучма, как водится, заявили о значительном сближении позиций двух стран. Подобными декларациями завершаются практически все встречи лидеров СНГ, однако обычно это не более чем ритуал. Это особенно свойственно российско-украинским отношениям: периодические «братания» руководителей двух государств не снимают существующей напряженности между Москвой и Киевом и не разрушают атмосферу взаимного недоверия.

Официальные сведения о достигнутых договоренностях сколь оптимистичны, столь же и расплывчаты, поэтому есть смысл остановиться не столько на результатах пятидневного саммита, сколько на содержании обсуждавшихся на нем проблем.

Наиболее конкретным из дебатировавшихся вопросов было создание трехстороннего российско-украинско-германского трубопроводного консорциума. В прошлом июне в Санкт-Петербурге Кучма, Путин и Шредер договорились о создании российско-украинской компании, которой будут переданы находящиеся на территории Украины экспортные газопроводы, а спустя некоторое время немецкий «Рургаз» профинансирует их реконструкцию и в обмен получит треть акций компании. После петербургского саммита основные переговоры велись без участия Германии, поэтому России и Украине предстояло выработать общую позицию накануне намеченного на 7-8 мая в Киеве трехстороннего совещания, посвященного консорциуму. Между Москвой и Киевом остается неурегулированным ряд проблем. В частности, у России нет точных данных о том, во сколько ей обойдется эксплуатация украинской газотранспортной системы. По данным «Новой газеты», в Москве опасаются, что Киев попытается «под шумок» занизить размер собственного долга перед Россией.

Широкий резонанс получила дискуссия о судьбе российско-украинского военно-транспортного самолета Ан-70. Накануне встречи Путина и Кучма российская дипломатия предприняла акцию устрашения: устами руководителей военно-воздушных сил Москва поставила под сомнение целесообразность дальнейшей работы по этому проекту. Судя по всему, задачей этой акцией было искусственное создание очередной «проблемы» для Киева, за посредничество в решении которой Путин мог бы попросить в Крыму у Кучмы уступок по другим вопросам. Правда, отклики в России на сделанные Путиным заявления противоречивы: одни эксперты полагают, что похороненный было проект Ан-70 все же реанимируют, другие указывают, что Путин, формально поддержав идею Ан-70, фактически признал отсутствие рынков сбыта для этой машины, что ставит под сомнение экономическую целесообразность дальнейшей работы.

Другие вопросы крымской встречи носили в основном виртуальный характер. Это касается прежде всего попыток Москвы уговорить Киев всерьез поверить в идею экономического союза России, Украины, Белоруссии и Казахстана, а также совместной работы по присоединению к Всемирной торговой организации. К идее экономического союза Киев все больше охладевает, пытаясь с помощью различных процедурных ухищрений сорвать реализацию этого проекта. Не все просто и в отношении ВТО. Киев опасается, что если Россия опередит Украину в присоединении к ВТО, то затем она откажется от данных Путиным Кучме обязательств и (уже в качестве члена ВТО) предъявит к Украине дополнительные дискриминационные требования.

При этом Кучма тоже далеко не свободен в своих действиях. Конечно, он заинтересован в демонстрации себя на телеэкранах в обществе популярного Путина, но общественное мнение страны отнюдь не в восторге от возможных уступок в Москве. Недоверие к российской стороне серьезно укоренено среди украинской элиты. Вот, например, как комментировала итоги крымских переговоров киевская газета «Зеркало недели»: «Позиция Украины вполне понятна: бессмысленные упражнения по клонированию Евро-Азиатского экономического союза ей совсем не нужны, ведь клонировать можно только что-то живое и здоровое, а большинство интеграционных объединений на постсоветском пространстве в настоящее время либо находятся в анабиозе, либо уже тихо почили в бозе». Разницу между ценой реализации газа западнее Украины и себестоимостью его добычи можно сделать больше за счет снижения транспортного тарифа. То есть, скорее всего, РФ будет стремиться «подровнять» его до уровня внутрироссийского. Украина в этом случае может потерять более двух миллиардов долларов. Даже если россияне вдруг и согласятся продавать нам энергоносители по своим внутренним ценам, выставленной Россией ценой за дешевый газ может стать украинский отказ от всех нынешних внешнеполитических приоритетов Украины. Дешевый газ — это только хорошая приманка. Вряд ли россияне пойдут на значительные убытки не только для бюджетов страны и «Газпрома», но и многих сфер российского бизнеса. Даже сегодня с нынешними ценами на энергоносители украинские производители успешно конкурируют со своими российскими коллегами на российском же рынке». По мнению газеты, «после двух-трех месяцев участия в переговорах с россиянами даже слывшие ранее «пророссийскими» украинские политики становятся «свідомими патріотами». 

Понятно, что в преддверии президентских выборов 2004 года украинским властям придется маневрировать, стремясь расположить к себе как пророссийски настроенных избирателей, так и относящихся к Москве крайне негативно. Поэтому, скорее всего, Киев не будет торопиться форсировать сближение с Кремлем. Впрочем, это осознают и российские власти, понимающие, что в условиях обостряющейся борьбы за власть обязательства, которые будут давать украинские политики, всерьез принимать не стоит. При этом пока неясно, попытается ли российская сторона привести к победе на выборах президента Украины своего сторонника или же предпочтет не вмешиваться в ход избирательной кампании, ориентируясь на то, что любой новый президент не сможет игнорировать зависимость украинской экономики от российской.

Москва

Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 15 мая 2003
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100