Внутренняя политика ] Внешняя политика ] Экономическая ситуация ] Ситуация в регионах ] Чечня ] Страны СНГ и Балтии ] Средства массовой информации ] За рубежом ] Разное ] Архив ] Экспертное мнение ]

Опубликовано в еженедельнике "Русская мысль" № 4474, 9-15 октября 2003 года.

Михаил Виноградов

Мягкий выход России из Киотского протокола?

Ратификация Москвой соглашения о сокращении выброса парниковых газов в ближайшее время маловероятна

В конце сентября – начале октября в Москве прошла третья всемирная конференция по проблемам изменения климата. Ее главной интригой стало предъявление Россией позиции по ратификации Киотского протокола – документа, регулирующего ограничение выброса парниковых газов в атмосферу с целью предотвращения глобального потепления климата. Долгое время считалось, что Москва одобрит этот документ без особых эксцессов. Но после того, как в 2001 году США и Австралия вышли из протокола, оказалось, что именно позиция России становится решающей: без ее участия Киотский протокол не вступит в силу, поскольку окажется, что условия договора приняли страны, удельный вес которых в общемировых выхлопах парниковых газов составляет менее 55%. Естественно, Кремль не мог не воспользоваться таким шансом для дипломатической игры. Поэтому вопреки более ранним обещаниям Владимира Путина и Михаила Касьянова ратифицировать договор позиция Москвы становилась в последние месяцы все более обтекаемой, а в научном сообществе, среди политической и деловой элиты началась целая дискуссия вокруг Киотского протокола.

Сообщество довольно быстро раскололось на противников и сторонников ратификации. Наиболее авторитетными проводниками ратификации договора стали глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс и бывший министр экологии Виктор Данилов-Данильян. По их оценкам, ратификация протокола откроет дорогу для привлечения в Россию дополнительных инвестиций: РФ не добирает квоту по выхлопу газов и сможет выгодно продавать ее другим странам. К тому же участие в договоре станет своеобразным «пропуском» в европейский мир. Как сообщал Чубайс, в прошлом году именно из-за нератификации РФ Киотского протокола РАО «ЕЭС» не допустили к участию в крупном тендере в Дании. Позиция противников интерпретировалась как «заговор олигархов». По утверждению Данилова-Данильяна, российские противники Киотского протокола «делают это либо от невежества, либо просто сознательно вводят власти в заблуждение. Единственные, кому выгоден отказ от ратификации протоколов, - российские нефтяные олигархи. Они боятся, что в результате изменится динамика продажи нефти в мире и упадет цена на нефть. Это близорукий подход, потому что общемировые колебания цен на нефть никоим образом не зависят от России. А нам надо ратифицировать протокол, потому что это создает более чем благоприятные условия для инвестиций в российскую экономику. Ведь главное - это не торговля квотами, как некоторые хотят представить, а возможность замены старого оборудования на современное и энергоемкое».

Главным проводником точки зрения противников Киотского протокола стал советник президента Андрей Илларионов, поддержанный частью ученых-климатологов. По их оценкам, тезис о влиянии выхлопа газов на потепление климата отнюдь не доказан. Более того, сам факт потепления климата неочевиден: по их мнению, циклические колебания наблюдаются с некоторой периодичностью (XI, XIV, XVII, XX век) и говорить о серьезной патологии в настоящее время не приходится – более того, некоторые ученые прогнозируют грядущее похолодание. Хотя прямой угрозы для российской экономики Киотский протокол не несет (29 сентября на открытии конференции Владимир Путин сообщил, что выбросы РФ с 1990 года сократились из-за промышленного спада на 32%, в то время как в других странах этот показатель возрос на 40%), по мере роста экономики и «удвоения ВВП» такая проблема неизбежно возникнет. Так что Россия не получит выгод от продажи своих квот – размер продаваемых квот будет сокращаться, а цена на них из-за выхода из договора США уже упала в 2-4 раза. Если же деньги и появятся, то они, по оценке ряда экспертов, пойдут не на инвестиции, а на погашение внешнего долга. В осторожной форме эту позицию поддержала часть промышленников, не заинтересованных в серьезных вложениях в технологии сокращения выбросов.

Менее заметной, но достаточно любопытной была одновременно развернувшаяся дискуссия о том, что сулит для России потепление климата. Здесь эксперты также разделились на оптимистов и скептиков. Оптимисты полагают, что смертность в России понизится на 5-10 процентов благодаря более мягким зимам. Площадь пригодных для земледелия земель увеличится в полтора раза. Урожай зерновых вырастет через 40 лет на 11%, граница промышленного садоводства передвинется на север на 200-300 километров. Скептики уверяют, что состояние почвы и сельского хозяйства не сулит особого прироста, а на юге России произойдет заметное сокращение урожая.

Увенчались эти дискуссии тем, что, выступая на конференции, Путин предпочел зафиксировать патовую ситуацию. По его словам, России необходимо дополнительное время, дабы взвесить все возможные последствия участия в Киотском протоколе. Такая позиция больше напоминает мягкую форму отказа от участия в протоколе. С точки зрения дипломатии (вне зависимости от объективных преимуществ и издержек договора), подобная линия поведения вполне логична и вытекает из проамериканского крена в российской политике, обозначившегося после войны в Ираке и разочарования в коалиции с Парижем и Берлином. Остается лишь понять, является ли эта позиция Москвы окончательной или же речь идет о создании дополнительной площадки для торга с использованием одного из немногих международных вопросов, где от России многое зависит. По мнению газеты «Русский курьер», «Запад, прежде всего Евросоюз, впервые за последние годы попал в серьезную зависимость от России, и она решила отыграться по полной программе. Можно только гадать, что российские власти попросят в обмен на свою позицию по Киотскому протоколу: поддержку при вступлении в ВТО, безвизовое пространство, повышение цен на экспортируемый в Европу газ (который при сгорании меньше загрязняет среду, чем нефть) или очень значительные кредиты. Ясно, что цена, в том числе политическая, перекрывает не только заработки на квотах, но и возможные страхи перед природными катаклизмами. Так или иначе, Москва получила в руки шанс. Неясно, сумеет ли она его использовать не в шутку, а всерьез», полагает газета.

Москва

Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 08 октября 2003
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100