Михаил Виноградов. Политическая аналитика
Внутренняя политика ] Внешняя политика ] Экономическая ситуация ] Ситуация в регионах ] Чечня ] Страны СНГ и Балтии ] Средства массовой информации ] За рубежом ] Разное ] Архив ] Экспертное мнение ]

www.OPEC.ru,  11 марта 2004 года

Михаил Виноградов: Новое правительство всерьез нуждается в интеллектуальном центре

Разговоры о кризисе экспертного сообщества из-за "неугадывания" политологами и экономистами кандидатуры нового премьер-министра выглядят если не надуманными, то, по меньшей мере, преждевременными. Безусловно, у каждого из нас имеется немало претензий к коллегам по "цеху" - возрастает число ангажированных той или иной группировкой оценок, все отчетливее стремление комментаторов предъявлять собственную политическую позицию в стилистике "Не могу молчать!" вместо экспертной. Тем не менее, сами эксперты тоже оказались в незавидном положении. Во время правительственного кризиса экспертам предложили не объяснять действия главы государства, а "угадывать" их. Неудивительно, что в "угадывании" ни эксперты, ни журналисты не преуспели. Такое случалось и раньше (прихода Миллера в "Газпром" или Грызлова в МВД тоже мало кто ожидал), поэтому особенно расстраиваться не стоит. И на фоне всеобщего поражения в премьерском конкурсе прогнозов как позитивный знак выглядит то обстоятельство, что назначению большинства министров в новом правительстве в течение несколько дней предшествовало зондирование общественного мнения и реакции элиты с помощью СМИ.

Ситуация, сложившаяся вокруг нового правительства, дает экспертам больше оснований для оптимизма, нежели для разочарований. Увы, рационализация структуры кабинета министров не сопровождалась другими ранее проанонсированными элементами административной реформы - реорганизацией системы государственной службы, повышением роли институтов неправительственной экспертизы, привлечением к принятию решений институтов гражданского общества. Тем не менее, очевидно, что прежние центры выработки инновационных решений, сосредоточенные вокруг Дмитрия Козака и Германа Грефа, в ближайшие месяцы не смогут выступать в роли российских "Рэнд корпорейшн" - Козаку придется сосредоточиться на выстраивании нового аппарата и введении премьера в курс дела, а Грефу - осваивать свалившиеся на него дополнительные полномочия. А поскольку заниматься инновациями (или, в худшем случае, имитировать внимание к этой сфере) правительству все-таки придется, на протяжении ближайших нескольких месяцев именно экспертное сообщество может выступить в роли "интеллектуального центра" нового кабинета министров.

Правда, экспертам придется не только тщательно разрабатывать проекты, но и прикладывать немало усилий к их предъявлению и продвижению. Очевидно, что в инновационной сфере Фрадков (который в любом случае все же будет иметь некоторое отношение к расстановке приоритетов в работе правительства) пока недостаточно ориентируется в существующих проектах. О значимости тех или иных сфер он будет судить по двум критериям - рекомендациям Козака и других коллег по кабинету и по внешним источникам (СМИ, выступлениям общественных деятелей, экспертов и т.п.). Премьер пока не определился, чем заниматься в первую очередь - пересмотром проекта реформы образования или урегулированием противоречий МЭРТ и Минфина по налоговой реформе, реформой ЖКХ или перестройкой системы социального обеспечения. Это открывает перед экспертным сообществам и масс-медиа возможность включиться в борьбу за интеллектуальное влияние на премьера и, как следствие, за определение приоритетов нового правительства.

Москва

Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 30 июля 2004
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100