Михаил Виноградов. Политическая аналитика

Театральный смотритель, 14 ноября 2005 года

Князь, князь, назад!

О премьере спектакля Тетра им. Маяковского «Мертвые души»

О том, что спектакль закончится триумфом, стало ясно минут за десять до его начала, когда в зале появился облаченный в водолазку Михаил Зурабов. То есть, конечно, в зале были и Степашин, и Фурсенко – но именно Зурабову по гениальной задумке рассылавшего приглашения режиссера предстояло быть не просто главным зрителем, но и главным соисполнителем главной же роли. Присутствие чиновника, которому приходится каждый день выходить на сцену в маске самого антинародного и коррумпированного «министра-капиталиста», лишило все последующие актерские реплики (кроме разве что финальной речи князя) какой-либо монологичности. Каждый из них вел незримый диалог с Зурабовым, от чего спектакль не мог не выиграть. Недаром присутствие министра занимало первое место в топ-листе обсуждавшихся публикой в антракте тем.

Второй интригой был тот градус смелости и современности прочтения пьесы, который предложат режиссер и актеры. Рассчитывать на бесконфликтную версию Гоголя не приходилось: в наше время никому доверять нельзя, даже лояльнейшему Никите Михалкову, на материале куда более беззлобного Акунина вдруг начинающему обличать «питерских силовиков». Первый акт спектакля вполне обнадеживал: содержание было вполне убийственным для прошлых и нынешних реалий, при этом не лишенным самоиронии (чего стоит вложение вопроса про Птицу-тройку в уста Ноздрева) и откровенно высмеивающим общепринятый волочковско-единороссовский стиль с необходимостью пускать слезу при произнесении слова «Россия». Разве что Чичиков порой слишком напоминал Явлинского в варианте старого сценария «Кукол», где Виктор Шендерович представил его в стиле Григория Остера («Если ты такой красивый, а вокруг одни уроды…»), но выглядело это вполне органично. И даже редкие гэги позднегайдаевско-позднезахаровско-«аншлаговского» уровня (вроде «Точка.ру», венчающей подпись Коробочки при совершении купчей) общей картины не портили. Что уж говорить про удивительные декорации и категорически неузнаваемого в гриме Плюшкина Игоря Костолевского – все это выглядело очень достойно.

Третьей загадкой был, естественно, второй том. Редкий поклонник Гоголя дочитывал его до конца – обычно после попыток продраться сквозь труднопроизносимые фамилии героев читатели оставляют закладку на четырнадцатой странице и о дальнейшей судьбе Чичикова не задумываются. После антракта долгое время тоже ничто не предвещало фиаско. Второй раз за сезон (вслед за новым романом Александра Проханова) создатели спектакля попытались воссоздать энциклопедию русской жизни. И все было бы хорошо, если бы они на магической цифре «три» и остановились. Но зрителю загадали четвертую загадку – финальный монолог князя-губернатора-Костолевского.

Произносить такие проникновенно-наивные речи в ненужное время в ненужном месте и вообще-то стыдно и глупо, а в присутствии Зурабова – и просто позорно. Зачем было накручивать драматургию второго акта, изящно сталкивать добро и зло, предлагать Чичикову мучительный выбор – для того, чтобы выдать за катарсис выбивание из зрителя морально-патриотической слезы? Признаков хотя бы скрытой иронии по отношению к праведности сверхпринципиального и оттого легко манипулируемого князя авторы спектакля не демонстрируют. А, судя по финальным аплодисментам, средний зритель запросто может увидеть в этом отчаянно-беспомощном крике «Люди, будьте бдительны» национальную идею и едва ли не эффективный способ преодоления всеобщей безысходности.

«Просвещенному» же зрителю остается одна надежда – дети. Их присутствие на сцене будет посильнее костолевского Плюшкина. Хочется забыть на минутку, что Улинька, конечно, не станет по-мармеладовски идти замуж за провалившего миссию Чичикова и рожать ему таких замечательных детей. Но уж если это случится, главное – оберегать их от общества надоедливого губернатора, чьи маниловские высоконравственные речи куда ущербнее и губительнее, чем данные когда-то самому Чичикову отцовские наказы ладить с начальством и беречь копеечку.

.

Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 04 декабря 2005
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100