|
Политком.ru, 19 июня 2005 годаМихаил ВиноградовПолитическая ситуация в Украине: итоги и последствия "Оранжевой революции"Центр коммуникативных технологий "PRОПАГАНДА" приступил к серии экспертных опросов, посвященных политической ситуации в Украине. Его задачей является систематизация выдвигаемых экспертным сообществом оценок и интерпретаций относительно политической и экономической ситуации в стране, расстановки сил в коридорах власти, подготовки к выборам в Верховную раду. Представленный текст основан на экспертных интервью, проведенных в Киеве в мае - первой половине июня 2005 года. Сладкие плоды победы Подводя итоги первых послереволюционных месяцев, большинство экспертов расценивают действия нового украинского руководства как относительно удачные. По выражению одного из участников опроса, "оранжевая" власть сделала меньше, чем ожидал от нее Майдан, но гораздо больше, чем она ожидала от самой себя. Главные успехи были достигнуты правящей коалицией во внешнеполитической сфере, в реализации мощной популистской программы, а также в нейтрализации оппозиционных сил и преодолении раскола Украины. В международной жизни сам факт прекращения изоляции, характерной для режима Кучмы после "дела Гонгадзе", однозначно рассматривается как позитивный. Несмотря на осторожность отношения к официальному Киеву со стороны "старой Европы" (где многие видят в украинской революции "американский проект"), а также отсутствие внятной стратегии двусторонних отношений как у России, так и у Украины, получение Виктором Ющенко международного признания вызывает гордость у населения и оптимизм у экспертов. Несмотря на то, что первым эксплуатировать идею "европейского выбора Украины" стал Леонид Кучма, на сегодняшний день именно Ющенко воспринимается в качестве автора "европейской" стратегии. В мае - июне "европейской" политике Киева пришлось выдержать испытание на прочность после неудачных референдумов по Конституции Евросоюза во Франции и Нидерландах, однако сопоставимых по популярности и привлекательности внешенеполитических проектов в сегодняшней Украине нет. Украинской дипломатии удалось добиться ряда прорывов и на постсоветском пространстве. Последний саммит ГУАМ в Кишиневе, обозначивший возможность присоединения к этому альянсу Румынии, воспринимается как заметный успех Киева. Имиджевые издержки от сближения "оранжевой" власти с режимом Владимира Воронина оказались не слишком велики, но в обмен украинская власть получила возможность стать главным "миротворцем" в деле приднестровского урегулирования. Менее ощутимы результаты переговоров со странами СНГ в сфере экономического сотрудничества. Консультации с лидерами Казахстана и Туркмении по поводу альтернативных российским поставок нефти и газа пока не привели к заключению стратегических договоренностей и не позволили снизить энергозависимость Киева от Москвы. В то же время действия России на международной арене, нацеленные на строительство трубопроводов в обход территории Украины, расцениваются в Киеве как не слишком эффективные и не способные привести в ближайшие годы к заметному снижению энерготранзита через Украину. Вторым серьезным успехом новой власти стала реализация мощной популистской программы. Целый ряд давно ожидаемых шагов - сокращение сроков службы в армии, ограничение полномочий дорожной автоинспекции и других традиционно коррумпированных силовых структур, серьезное расширение социальных расходов - способствовали повышению у населения социального оптимизма. Ожидается, что это позволит избежать роста оппозиционных настроений, как минимум, до осени. Третьим важнейшим достижением "оранжевой коалиции" стала деактуализация темы раскола Украины и серьезное ослабление оппозиционных сил. Провал выступлений на востоке после апрельского ареста главы Донецкого облсовета Бориса Колесникова показал, что электорат Виктора Януковича сегодня частично деморализован, а частично подпал под обаяние Юлии Тимошенко. В Украине не осталось серьезных оппозиционных лидеров, способных объединить вокруг себя большую часть населения на юге и востоке. К протестной активности жителей этих регионов могут подвигнуть лишь действия самой власти (например, в случае проведения референдума по отмене конституционной реформы - избиратели могут стихийно объединить усилия и проголосовать против намерений новой власти, но не в поддержку какой-либо оппозиционной партии). Некоторое обострение социальной напряженности возможно в Автономной Республике Крым, где происшедшая весной смена главы правительства спровоцировала новую попытку вытеснения русского языка из государственного оборота. Деморализация лагерей Януковича и Симоненко привела активизации более мелких оппозиционных сил. Наблюдается рост популярности Натальи Витренко, началась смена поколений в партии "Трудовая Украина". Однако за 9 месяцев до выборов в Раду в роли единственного потенциально сильного лидера востока Украины предстает лишь Юлия Тимошенко, если к весне-2006 она окажется в оппозиционном лагере. Потеря революционного темпаПробужденный революцией общественный подъем и волна внешнеполитических успехов не могут в полной мере компенсировать рост внутренних проблем, которые все острее ощущаются украинскими политиками и бизнесменами. В первые недели президентства Виктора Ющенко основные критические стрелы, как правило, были нацелены на принятые кадровые решения. Действия главы Минюста Романа Зварича и министра культуры Оксаны Билозир, оказавшихся в центре крупных скандалов, вызвали шквал критики со стороны средств массовой информации. Тем не менее, серьезного имиджевого ущерба новой власти эти конфликты не наносили. Начиная с марта все больше вопросов стала вызывать экономическая политика новой власти. Проекты в сфере реприватизации, одновременное проведение кабинетом министров либеральной и дирижистской политики, падение темпов экономического роста, сокращение инвестиций, ухудшение положения экспортеров, перспектива наступлению осенью бюджетного и банковского кризиса (в сочетании с противоречивыми итогами кризиса бензинового) - все это породило сомнения в наличии у новой власти четкой стратегии в сфере экономической политики. Наконец, к маю стали расти опасения за судьбу самой "оранжевой революции". Осмысление первых 100 дней действий новой власти выявило неутешительную картину. Вопреки "заветам Майдана", не удалось даже подступиться к реализации антикоррупционной программы. Ее важнейшая составляющая - судебная реформа - оказалась на периферии внимания власти: революционная волна обновления так и не коснулась судебной системы. Новая власть оказалась не слишком восприимчивой к запросам общественного мнения: действия чиновников все чаще диктовались логикой внутриаппаратной борьбы, а не революционными целями. Наибольший же психологический удар по "оранжевым идеалам" нанесли события бензинового кризиса, едва не закончившиеся отставкой Юлии Тимошенко. Сама мысль о возможности распада альянса Ющенко и Тимошенко не могла не вызвать разочарования в рядах сторонников новой власти. И хотя президент все же не пошел на смену кабинета министров, этот шаг был воспринят скорее как прагматическое нежелание подписывать "смертный приговор" "оранжевой революции" (которая по-прежнему приносит дивиденды внутри страны и на международной арене), нежели как подтверждение верности "идеалам Майдана". Правящая коалиция: оценка сейсмоустойчивостиЦивилизованный раздел власти между участвовавшими в революции политическими и номенклатурными группировками стал одним из самых неожиданных и приятных сюрпризов новой Украины. Хотя вокруг вакансии премьера и целого ряда министерских постов развернулись серьезные баталии, в феврале стало очевидно, что главные "герои" - Юлия Тимошенко, Петр Порошенко, Александр Зинченко, Александр Мороз, Владимир Литвин, Анатолий Кинах - либо сами получили престижные должности, либо сумели провести на них своих выдвиженцев. Появлявшиеся время от времени трещины в коалиции (новый бюджет, вызвавший критику Литвина и Кинаха, или неприемлемая для Мороза конституционная реформа) довольно быстро цементировались. Главной угрозой для единства коалиции является конфликт Тимошенко с окружением президента Ющенко. Их столкновение вызревало не один день. Получив премьерский пост, Тимошенко вскоре обнаружила, что он не гарантирует ей ни контроля над нефтегазовым сектором, ни полноправного управления министрами (многие из которых были подчеркнуто ориентированы на главу государства). Апрельский срыв визита Тимошенко в Москву показал наличие препятствий для активности премьера на международной арене. Неудачей завершились попытки главы правительства выступить в роли посредника между новой властью и олигархами. Сразу несколько экспертов высказали мнение, что одной из причин ареста Бориса Колесникова была именно обозначившаяся перспектива сближения Тимошенко с "донецкой" группировкой. Все более заметной становится разница политических стилей Ющенко и Тимошенко. Президент более склонен позиционировать себя в роли арбитра, активно продвигающего интересы Украины на международной арене и лишь по несколько часов в день готового уделять сугубо аппаратной работе. Премьер-министр, наоборот, предпочитает "гореть" на работе. Если для Ющенко остается значимой демонстрация своих либеральных взглядов, то правительство оказывается все более склонным к административным рычагам управления экономикой, установлению государственного регулирования цен, вмешательству в конфликты между собственниками. При этом, чем чаще кабинет министров заносит влево, тем большую народную поддержку вызывают его шаги. Хотя эффективность принимаемых премьером решений не была очевидной (не решив проблемы с ценами на мясо, правительство бралось за жилищное строительство и т.п.), к маю Тимошенко опередила по популярности президента Ющенко. Рост премьерского рейтинга вызывал серьезное раздражение президентского окружения, в особенности секретаря Совета национальной безопасности и обороны Петра Порошенко, которого считают главным сторонником замены премьера. Победа Тимошенко по итогам виртуального правительственного кризиса объясняется целым рядом причин. Премьер-министру удается удачно выстраивать отношения с прессой - не случайно, по мнению некоторых из участников опроса, утечка информации о событиях 19 мая в газету "Зеркало недели" была устроена именно премьер-министром. Не исключено, что активность Бориса Березовского на медиа-рынке Украины расширит для премьер-министра возможности для информационного воздействия на население и элиты (российского "олигарха" считают тактическим союзником премьера). Налицо и укрепление аппаратных позиций Тимошенко. Если Виктор Ющенко был склонен экспериментировать с кадрами (пусть даже ценой назначения на ключевые посты не всегда компетентных людей), Тимошенко демонстрировала куда большую осторожность. Лишь немногие из членов фракции БЮТ получили высокие посты в новом правительстве. Не обладая достаточно профессиональной командой, премьер-министр сделала ставку на заключение тактических союзов. Благодаря этому премьеру удалось укрепить позиции в Раде (при необходимости даже блокируясь с коммунистами) и "перевербовать" на свою сторону некоторых членов кабинета, считавшихся "людьми президента" (министр экономики Сергей Терехин, отчасти - министр финансов Виктор Пинзеник). Все более заметным становится имиджевый ресурс Тимошенко. В то время как президент Ющенко в большей мере опирается на поддержку элит, премьер-министр позиционирует себя в качестве "народного премьера". Сенсацией последних месяцев стали признаки "реабилитации" Тимошенко на востоке Украины. Многие из недавних сторонников Януковича оказались под впечатлением обаяния и популистской риторики премьера. Поэтому, если Виктор Ющенко все же инициирует увольнение Тимошенко, на выборах в Верховную Раду она может получить голоса своих вчерашних ненавистников. Правда, "оппозиционный" сценарий не является единственным для Тимошенко: не случайно она продолжает переговоры с "Нашей Украиной" Виктора Ющенко и Аграрной партией Владимира Литвина о создании единого предвыборного блока. Позиции других участников правщяей коалиции более устойчивы. Секретарь СНБО Петр Порошенко вынужден тратить немало усилий на противоборство с Тимошенко. Однако тот факт, что Виктор Ющенко пошел на наделение СНБО значительными полномочиями, указывает на высокий уровень доверия между этими политиками. Сложнее пришлось Владимиру Литвину: долгое время он ощущал себя "чужаком" в стане победителей. К тому же спикер вынес серию неприятных уколов - например, смещение с поста губернатора Днепропетровской области Сергея Касьянова, назначенного по квоте Аграрной партии. В марте - апреле Литвин несколько раз публично критиковал действия новой власти. Это, впрочем, не мешает спикеру быть активным участником переговоров о едином блоке на выборах в Раду с "Народным союзом" и БЮТ. По оценке экспертов, Литвин осторожно балансирует между лагерями Порошенко и Тимошенко, стремясь обеспечить собственное политическое выживание при любом исходе конфликта между ними. Александр Мороз номинально не вошел в состав правящей коалиции, но возглавляемая им Социалистическая партия представлена несколькими влиятельными фигурами. Правда, остается неясным, сумеет ли глава СПУ в случае разрыва с властью отозвать из правительства своих выдвиженцев - таких как министр внутренних дел Юрий Луценко (все более тяготеющий к ведению самостоятельной политической игры) или руководитель фонда госимущества Валентина Семенюк, постепенно сближающаяся с Тимошенко на почве реприватизации. Не случайно по мере "полевения" премьера в Украине все чаще говорят об идеологическом сближении Тимошенко и социалистов, которое рано или поздно может перерасти в политический союз - особенно с учетом того, что оба политика заинтересованы в проведении конституционной реформы. Пока Мороз ведет себя довольно осторожно, стремясь избежать конфликтов с властью по вопросам конституционной реформы и экономической политики. Первый вице-премьер Анатолий Кинах подобно Владимиру Литвину считается политиком, оказавшимся в рядах "оранжевых" в силу случайных обстоятельств. На старте премьерства Виктор Янукович раскритиковал работу своего предшественника Кинаха, чем вызвал обиду лидера Партии промышленников и предпринимателей и даже побудил его к выдвижению собственной кандидатуры в президенты. В то же время Кинах сумел быстро найти общий язык с коллегами по "оранжевому" лагерю. Сегодня Кинах активно создает пропрезидентскую фракцию в кабинете министров, будучи подчеркнуто ориентирован на Ющенко, а не на Тимошенко. Таким образом, главными дестабилизирующим факторами для правящей коалиции остаются напряженные отношения Тимошенко с окружением Ющенко, а также рост противоречий внутри власти, обусловленный отсутствием общего врага. Пока вероятность отставки Тимошенко в ближайшие месяцы оценивается на уровне 30%. Виктор Ющенко ни психологически, ни политически не созрел для замены премьер-министра. Показательно, что, несмотря на активно циркулирующие слухи по поводу грядущей отставки премьера, дискуссии о возможном преемнике Тимошенко пока не идут. Некоторые из экспертов называют имена Кинаха и Еханурова, по другим данным, ставка будет сделана на "неэкономическую" фигуру - политика, который подтвердит подчиненное положение кабмина по отношению к президентским структурам. Буржуазная социалистическая революцияОтправной точкой для дискуссии об экономической политике украинских властей являются споры о природе и целях "оранжевой революции". На сегодняшний день здесь конкурируют два подхода. Первый отталкивается от "буржуазной" природы революции. В соответствии с ним неотъемлемым условием достижения целей революции является проведение либеральной антибюрократической политики, призванной обеспечить максимальный расцвет для частного бизнеса. Второй подход опирается на трактовку прошлогодних событий как "социалистической" революции, главными лозунгами которой были установление социальной справедливости и получение гражданами максимальных социальных благ. Тем самым дирижистские действия новой власти (давление на частный бизнес, рост социальных расходов, попытки регулирования цен) рассматриваются как выполнение "наказа Майдана". Дискуссии о характере "революции" в немалой степени обусловлены второстепенностью экономической тематики во время прошлогодней выборной кампании. Программы Ющенко и Януковича в экономической сфере различались довольно слабо, а во время выступлений на Майдане политические и антикоррупционные лозунги превалировали над экономическими. Вследствие этого выявление "экономического мандата" Майдана было перенесено в кулуары. Называя в качестве движущих сил революции население, буржуазию и часть бюрократии, эксперты фиксируют серьезные различия в их экономических установках. В то время как значительная часть населения были приверженцами левых взглядов, бизнес-собщество было заинтересовано в буржуазном характере революции. При этом бизнес менее других выиграл по итогам смены власти. Бюрократия получила доступ к властному пирогу благодаря цивилизованному разделу власти в правящей коалиции, население получило "народного премьера" Юлию Тимошенко, предпринявшую целый ряд популистских шагов, бизнес же фактически оказался не причастен к распределению власти и не может в полной мере добиться реализации "буржуазных" лозунгов прошлогодней революции. Как следствие, действия новой власти в экономике оказались крайне эклектичными. Исполнительная власть реализует на практике противоречивый набор из либеральных и дирижистских мер, отдавая предпочтение "ручному" управлению экономикой. Другим важным следствием политики новой власти является постепенное "удушение" экспортных отраслей, производящих большую часть валового национального продукта. Поскольку правление Леонида Кучмы было в значительной степени "режимом черной металлургии", а большая часть металлургов и экспортеров в целом была ориентирована на поддержку Януковича, эти предприятия подверглись давлению со стороны новой власти. Пересмотр подходов к налоговой и тарифной политике, ревальвация гривны, форсированные переговоры по присоединению к ВТО привели к ослаблению позиций экспортных отраслей. В выигрыше от действий новой власти оказались, прежде всего, импортеры и отчасти финансово-банковский сектор. Наибольшие конфликты как в "оранжевом" лагере, так и за его пределами вызывает политика реприватизации. Среди экспертов нет единого мнения о том, насколько эта политика носит рациональный характер. По мнению ряда экспертов, эти действия выглядят как прагматическое стремление уничтожить экономическую базу потенциальной оппозиции. В то же время звучит мысль о доминировании в действиях украинского правительства эмоционального подхода - стремления к личной мести в сочетании со своеобразным представлением о необходимости выполнить "наказ Майдана" (лозунги пересмотра приватизации действительно звучали во время революции, но не были доминирующими в выступлениях критиков Януковича). Результаты первых действий власти в сфере реприватизации не смогли принести желаемых результатов. Атака на крупных собственников, предпринятая в первые 100 дней новой власти, натолкнулась на эшелонированную оборону со стороны владельцев предприятий. Кульминацией стали происшедшие в начале мая события на Никопольском заводе ферросплавов, подвергнувшегося одновременной атаке со стороны государства (в лице правительства и Фонда государственного имущества) и бизнес-групп, заинтересованных в переводе завода под свой контроль. Срыв попыток силового захвата заводов породил предположения о постепенном угасании реприватизационной волны. Как считают многие участники опроса, символической жертвой реприватизации станет "Криворожсталь", в то время как для смены собственника у других предприятий у правительства не хватит ни ресурсов, ни политической воли. Тем не менее, реприватизационная волна вызвала серьезные страхи среди потенциальных инвесторов (в том числе российских). Кроме того, в конце мая - первой половине июня стали все отчетливее ощущаться разногласия в подходах к переделу собственности между Виктором Ющенко (более склонным поддержать идею масштабного компромисса с прежними собственниками) и коалицией Юлии Тимошенко и социалистов, требующих уже в ближайшие недели провести повторные конкурсы по продаже ряда крупных предприятий. РезюмеТаким образом, сегодняшняя политическая ситуация в Украине характеризуется сохранением высокого уровня общественных ожиданий, вызванных "оранжевой революцией". Ни контакты новой власти с консервативными режимами в Туркмении и Молдавии, ни ухудшение основных экономических показателей, ни противоречия в правящей коалиции не вызвали пока у сторонников "оранжевых" в глубокого разочарования в революции. Наоборот, увеличение расходной части бюджета вызвало повышение уровня жизни населения и, как следствие, расширение социальной базы революции. В то же время украинская власть пока не предложила путей конвертации популярности и международного признания в реальные успехи в экономической и внутриполитической сферах. Наоборот, наблюдается обострение противоречий внутри правящей коалиции, которое становится главным риском для альянса Ющенко и Тимошенко. Возникающее "двоевластие" в государственном руководстве Украины наряду с возможным ухудшения экономической ситуации и подготовкой к выборам в Верховную раду станут основной интригой ближайших месяцев. |
Сайт открыт 24 июня 2000
года. Последнее обновление: 17 сентября 2005
|