Михаил Виноградов. Политическая аналитика

Ведомости, 11 июля 2006 года

Александра Петрачкова, Анна Николаева, Евгений Смирнов

С кем лучше дружить

Компаниям следует искать покровителей среди крупных чиновников

Чтобы защитить свои интересы, бизнесу лучше искать друзей среди высокопоставленных чиновников, чем тратить деньги на публичные акции, уверены политические консультанты, авторы доклада "Рынок лоббизма в России в первой половине 2006 г. ". Правда, как изменится расклад сил после 2008 г. , неизвестно, поэтому не стоит забывать и об инвестициях в политику - особенно в депутатов.

Технологии лоббирования нужных бизнесу решений в органах власти в последние годы серьезно изменились, отмечается в докладе Центра коммуникативных технологий "Ргопаганда" и Международного института политической экспертизы. Лоббистский рынок авторы доклада изучали на основе результатов экспертного опроса специалистов по отношениям с госорганами (GR). Теневые процедуры влияния бизнес теперь предпочитает публичным, из-за того что возможности воздействия на работу органов власти через выборы, в ходе парламентской борьбы, через публичные акции и информационные кампании сократились. "В пользу непубличных методов перераспределяются и бюджеты, и временные ресурсы" , - говорит соавтор доклада, директор департамента "Рrопаганды" Михаил Виноградов.

Но не за любыми закрытыми дверями компании могут решить свои проблемы: круг лиц, принимающих ключевые решения, сузился, говорится в докладе. К нему относится президент, руководство его администрации, председатель правительства, два вице-премьера - кандидата в "преемники" , ключевые министры плюс около трех десятков депутатов -руководителей фракций и комитетов. Неплохо еще иметь связи в прокуратуре. Но деятельность высшего руководства страны ограничивается 2008 г. , а политические перспективы неопределенны, поэтому бизнес предпочитает занимать выжидательную позицию. "Сегодня основная цель не приобрести, а удержать [позиции]" , - пишут авторы. Поэтому сейчас эффективно вкладывать в личный и корпоративный имидж, а также присоединиться к публичной риторике власти - к примеру, использовать тему нацпроектов или России как энергетической сверхдержавы.

Именно из-за туманности раскладов сил после 2008 г. бизнес вновь оценил выгоды от участия в политике, продолжает другой соавтор, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. Но не каждый мандат дает бизнесу гарантии удержания позиций. По мнению опрошенных экспертов, выгоднее всего для компании направить своего представителя в Думу. Это даст избраннику неприкосновенность, а в Думе следующего созыва, возможно, будет более конкурентная среда и появятся новые возможности для лоббизма. Инвестирование в депутатов региональных парламентов тоже выгодно, потому что они не утратят полномочий после 2008 г. Вложения в сенаторов все менее привлекательны, поскольку облегчается процедура их отзыва, может измениться и система делегирования кандидатов в верхнюю палату парламента.

Сейчас власть сосредоточена в руках президента и его администрации, отмечает первый вице-президент "Ренессанс Капитала" Игорь Юргенс. "Это усложняет процесс, создает дополнительные риски, но гарантия исполнения решений резко возросла" , - говорит он. Бизнес-структуры не могут, как прежде, сотрудничать с депутатами: даже депутатские запросы проходят утверждение фракцией, так что работать нужно с их лидерами, присоединяется сотрудник одной из крупных российских компаний. Раньше признаком профессионализма специалиста по GR была толстая записная книжка с телефонами чиновников всех регионов, а сейчас - историческая близость к элите, рассуждает источник, близкий к одному из губернаторов: "GR становится первобытным и по-восточному кумовским". Если хочешь чего-то добиться, надо сидеть тихо и не высовываться, рекомендует он. "У нас одна партия - "Единая Россия" , именно поэтому весь бизнес сейчас прямо или косвенно инвестирует в нее, но не с расчетом на быструю отдачу, а на всякий случай" , - говорит сотрудник крупной компании. Например, в Фонд поддержки олимпийцев компании ежегодно отчисляют по 13 млн без каких-либо гарантий преференций или отсутствия неприятностей.

Советник.ру, 11.07.2006

Мария Апанович

В Москве состоялась презентация доклада "Рынок лоббизма в России в I половине 2006 года: тенденции, перспективы, основные кампании"

10 июля в Министерстве промышленности и энергетики РФ был представлен доклад, подготовленный группой специалистов во главе с руководителем департамента политического консультирования Центра коммуникативных технологий "PRОГАНДА" Михаилом Виноградовым и президентом холдинга "New Image - МИПЭ (Международный Институт Политической Экспертизы)" Евгением Минченко, на тему "Лоббистские кампании в I половине 2006 года".

Документ был составлен на основе резюмирования данных экспертных интервью с представителями органов государственной власти и практикующими лоббистами и, собственно, освещает основные тенденции и перспективы лоббистского рынка. Здесь также перечислены эффективные технологии и лоббистские кампании за отчетный период.

Евгений Минченко заметил, что исследователям пришлось столкнуться с негативным отношением экспертов к существующим сегодня формам лоббистской деятельности, т. к. большинство считает, что власть реагирует не на общественный запрос, а, скорее, на интересы отдельных групп людей.

Несмотря на преобладание подобного мнения, эксперты все же согласились дать свои оценки лоббистских кампаний. Кроме того, часть исследования была посвящена отдельным перспективам, связанным с предстоящими выборами 2007-2008, и возможности очередного срока президента Путина (этой теме был посвящен доклад на VIII международной научно-практической конференции "Новые избирательные технологии, проходившей с 6 по 7 июля. - Прим. ред.).

В ходе оживленной дискуссии участники заседания постарались также уточнить само содержание термина лоббизм. В частности, чем он по своей сути отличается от GR, насколько связаны и близки по своей природе российский лоббизм и коррупция? Ввиду того, что вопрос терминологии является ключевым для понимания ситуации и дальнейшего вектора ее развития, организаторы встречи решили посвятить ему несколько предстоящих заседаний.

.

Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 15 августа 2006
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100