Уличная
демократия по-французски (Радио
"Маяк", 11.04.2006).
Кремль
реабилитировал губернаторов. УрФО готов к
реваншу. Посмотрите на себя глазами
известных столичных экспертов (Ura.ru, 09.04.06).
Профсоюз против
менеджмента. На заводе «Форд» в
российском городе Всеволжске продолжается
забастовка (Радио России, 16.03.2006).
Мода на
терпимость. Овладевает российскими
властями (Ведомости, 30.01.2006).
Лучшие и худшие PR-акции
2005 года (Политком.ру, 30.12.2005).
Комментарий к
этническим столкновениям во Франции
"Единая Россия"
укрепляет свои ряды кондитерами (Ren TV,
20.12.05).
Обществу прописан
самоконтроль. В профильный комитет
Госдумы поступили поправки к закону о
некоммерческих организациях (НКО) (Ведомости,
15.12.2005).
Ющенко помешают центристы
(Утро.ру, 15.12.2005)
Цена мандата.
Почему Мосгордуму считают клондайком (Ведомости,
02.12.2005). Бой с
мигрантами и либералами.
Политтехнологи об избирательной
кампании в Мосгордуму (Полит.ру, 04.12.2005).
Московские уроки
извлекли все (ИА "МиК", 07.12.2005).
Как изменить
имидж России?
(Политком.ру, 02.12.2005).
Тимошенко больше не
будет премьером
Атрошенко ушел от
пенсионеров к замороженным (Газета.Ru,
12.11.2005)
Реальна ли политика Павловского?
Что заставило известного политолога
Глеба Павловского сменить амплуа и стать
телеведущим
(Политком.ру, 06.09.2005).
Выборы в
Мосгордуму (Ren TV, 6.10.2005).
У олигархов нет
оснований для захвата властиКруглый
стол «Россия-2008: преемственность и олигархи»
(Росбалт, 21.09.2005). Олигархи
ударят исподтишка. В России возможен
сценарий "березовой революции" (Ytro.ru,
22.09.2005). Вызов под ковер.
Политологи обсудили возможность нового
заговора олигархов (Время новостей, 23.09.2005).
Кто станет
преемником Лужкова. Помимо горячо и
перманентно обсуждаемых президентских
выборов - 2008, сегодня не меньший интерес
вызывают приближающиеся выборы в
Мосгордуму и назначение мэра Москвы (Политком.ру, 06.09.2005).
26.08.2005. У БАБа и
Тимошенко могут быть общие интересы. Березовский
купит пару украинских каналов и слепит из
Тимошенко нового Президента? «Свадьбы»
Березовского и Тимошенко не будет? (fraza.com.ua,
26.08.05)
Дипломатическая
прикосновенность. Можно ли считать
избиение польских граждан в Москве
ответом на недавнее событие в Польше? (Политком.ру,
15.08.2005)
Пиарщики "в
законе". Какими стали
PR-специалисты и что ждет в будущем PR-рынок (Политком.ру,
27.07.2005).
Политтехнологам
все еще есть, что сказать по поводу ситуации
на рынке политтехнологий России и "цветных"
революций в странах СНГ (Советник,
12.07.2005).
|
|
Сергей Ткачук
Укрупнение вертикали власти
Расширение Красноярского края может
стоить казне 23 миллиарда рублей
Завтра на совещании в администрации
президента РФ будет обсуждаться процесс
объединения Красноярского края,
Таймырского и Эвенкийского автономных
округов. По данным «Новых Известий»,
глава президентской администрации
Дмитрий Медведев уже одобрил концепцию
и экономическое обоснование слияния
этих субъектов Федерации,
представленную накануне красноярским
губернатором Александром Хлопониным.
Федеральному бюджету столь масштабное
укрупнение будет стоить 23 млрд. рублей.
Впервые идея укрупнения регионов
возникла на повестке дня в 2000 году,
вскоре после старта федеративной
реформы. Тогда создание федеральных
округов стало эффективнейшим средством
имитации интереса Центра к региональной
политике. По мнению Михаила Виноградова,
руководителя аналитического
департамента Центра коммуникативных
технологий «Proпаганда», Кремлю удалось
застолбить эту тему, а потом попытаться
побудить полпредов заниматься ее
содержательным наполнением.
«Поставленные тогда задачи так и не были
решены до конца, – считает эксперт. –
Оказалось, что федеральный Центр
способен серьезно влиять на ситуацию в
лучшем случае в двух-трех регионах в
каждом федеральном округе».
А тут в 2003 году, после успешного
объединения Коми-Пермяцкого АО и
Пермской области, инициативы слияния
«снизу» посыпались как из рога изобилия.
Кремль в столь деликатной ситуации,
похоже, растерялся: выработке четкой
позиции по выстраиванию федеративных
отношений он предпочел прагматичный
нейтралитет. А главный реформатор
страны, нынешний руководитель аппарата
правительства в ранге министра Дмитрий
Козак, дал понять: Центр не будет
выстраивать преграды инициативам снизу,
но форсировать этот процесс также не
станет.
По мнению экспертов, объединение
регионов Москве, с одной стороны,
выгодно: уменьшение числа
неконтролируемых губерний приведет к
предсказуемости региональной политики.
С другой стороны, накладно:
финансирование этой кампании почти
полностью ляжет на и без того хлипкий
федеральный бюджет. Одно объединение
Красноярска с Таймыром и Эвенкией тянет
на 23 млрд. руб. Именно такую сумму
запросил у Центра губернатор Александр
Хлопонин. По подсчетам его команды, 6
млрд. в течение трех лет понадобятся для
компенсации расходов на округа и 9,3 млрд.
– на финансирование новых расходных
полномочий, которые с 2005 года появятся у
края и округов. Кроме того, он также
попросил выделить краю 7,9 млрд. руб. на
инвестиционные проекты. Такая ситуация
возникает из-за того, что, по новому
законодательству, со следующего года
Таймыр и Эвенкия не смогут получать
финансовую поддержку напрямую из
федерального бюджета. А значит, основная
нагрузка по содержанию округов придется
на Красноярский край. Пока в краевой
администрации не объясняют, откуда
взялись столь баснословные суммы.
Руководитель аналитической группы
Меркатор Дмитрий Орешкин, комментируя
«НИ» последнюю инициативу красноярских
властей, отметил: «Смешна сама
постановка вопроса: федеральный Центр
должен выделить более 20 млрд., чтобы
несколько субъектов Федерации слились в
единое целое. Представьте только, что
два американских штата захотят
объединиться и попросят донорской
помощи у Вашингтона. Это – нонсенс». По
мнению г-на Орешкина, финансируя на
первый взгляд выгодную для себя
кампанию по укрупнению, Москва, сама
того не ведая, закладывает мину под
целостность государства в будущем:
«Центр просто прикармливает
административно-военную систему
устройства власти, разрушая
горизонтальные связи между субъектами
Федерации». В итоге будет стерта грань
между регионами-донорами и
регионами-реципиентами. «Красноярск,
естественно, заинтересован в том, чтобы
под его контроль, как финансовый, так и
политический, попали богатейший Таймыр
и более благополучная, чем он сам,
Эвенкия», – заключил Дмитрий Орешкин.
Аналогичной точки зрения
придерживается бывший сопредседатель
СПС Борис Немцов, сам в прошлом
губернатор Нижегородской области.
«Объединение Пермской области и
Коми-Пермяцкого АО было целесообразным.
Я также могу понять необходимость
объединения, например, Корякского АО с
Чукоткой», – отметил он. Однако, по его
мнению, нецелесообразно присоединение
«слабых» регионов к более экономически
развитым. К тому же, по его словам,
процесс укрупнения не способствует
ликвидации бюрократических барьеров, а,
напротив, усиливает их: «Добраться до
губернатора огромного края будет
гораздо сложнее».
А депутат Госдумы Сергей Глазьев,
баллотировавшийся в губернаторы
Красноярского края, среди прочих,
выделил этнические факторы,
сопровождающие объединительный
процесс. По его мнению, объединение края
и автономий с их историко-культурными
традициями может неблагоприятно
сказаться на жителях, входящих в единый
субъект территорий. «Важным фактором
политического объединения является
гарантия сохранности идентичности
каждого из народов», – заявил «НИ»
депутат. Что касается самого факта
предстоящего слияния, то, по его словам,
«с точки зрения современного управления
нет разницы, какое количество субъектов
входят в Федерацию: 89 или 20». Ключевое
значение, по словам политика, имеет
политическая воля, которая бы
искоренила бюрократические насыпи в
каждом субъекте. (Новые
известия, 21.06.2004).
|