Михаил Виноградов. Политическая аналитика

Уличная демократия по-французски (Радио "Маяк", 11.04.2006).

Кремль реабилитировал губернаторов. УрФО готов к реваншу. Посмотрите на себя глазами известных столичных экспертов (Ura.ru, 09.04.06).

Профсоюз против менеджмента. На заводе «Форд» в российском городе Всеволжске продолжается забастовка (Радио России, 16.03.2006).

Мода на терпимость. Овладевает российскими властями (Ведомости, 30.01.2006).

Лучшие и худшие PR-акции 2005 года (Политком.ру, 30.12.2005).

Комментарий к этническим столкновениям во Франции

"Единая Россия" укрепляет свои ряды кондитерами (Ren TV, 20.12.05).

Обществу прописан самоконтроль. В профильный комитет Госдумы поступили поправки к закону о некоммерческих организациях (НКО) (Ведомости, 15.12.2005).

Ющенко помешают центристы (Утро.ру, 15.12.2005)

Цена мандата. Почему Мосгордуму считают клондайком (Ведомости, 02.12.2005). Бой с мигрантами и либералами. Политтехнологи об избирательной кампании в Мосгордуму (Полит.ру, 04.12.2005). Московские уроки извлекли все (ИА "МиК", 07.12.2005). 

Как изменить имидж России? (Политком.ру, 02.12.2005).

Тимошенко больше не будет премьером

Атрошенко ушел от пенсионеров к замороженным (Газета.Ru, 12.11.2005)

Реальна ли политика Павловского? Что  заставило известного политолога Глеба Павловского сменить амплуа и стать телеведущим (Политком.ру, 06.09.2005).

Выборы в Мосгордуму (Ren TV, 6.10.2005).

У олигархов нет оснований для захвата властиКруглый стол «Россия-2008: преемственность и олигархи»  (Росбалт, 21.09.2005). Олигархи ударят исподтишка. В России возможен сценарий "березовой революции" (Ytro.ru, 22.09.2005). Вызов под ковер. Политологи обсудили возможность нового заговора олигархов (Время новостей, 23.09.2005).

Кто станет преемником Лужкова. Помимо горячо и перманентно обсуждаемых президентских выборов - 2008, сегодня не меньший интерес вызывают приближающиеся выборы в Мосгордуму и назначение мэра Москвы  (Политком.ру, 06.09.2005).

26.08.2005. У БАБа и Тимошенко могут быть общие интересы. Березовский купит пару украинских каналов и слепит из Тимошенко нового Президента? «Свадьбы» Березовского и Тимошенко не будет? (fraza.com.ua, 26.08.05)

Дипломатическая прикосновенность. Можно ли считать избиение польских граждан в Москве ответом на недавнее событие в Польше? (Политком.ру, 15.08.2005)

Пиарщики "в законе". Какими  стали PR-специалисты и что ждет в будущем PR-рынок (Политком.ру, 27.07.2005). 

Политтехнологам все еще есть, что сказать по поводу ситуации на рынке политтехнологий России и "цветных" революций в странах СНГ (Советник, 12.07.2005).

 

 

Сергей Ткачук

Укрупнение вертикали власти

Расширение Красноярского края может стоить казне 23 миллиарда рублей

Завтра на совещании в администрации президента РФ будет обсуждаться процесс объединения Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов. По данным «Новых Известий», глава президентской администрации Дмитрий Медведев уже одобрил концепцию и экономическое обоснование слияния этих субъектов Федерации, представленную накануне красноярским губернатором Александром Хлопониным. Федеральному бюджету столь масштабное укрупнение будет стоить 23 млрд. рублей.

Впервые идея укрупнения регионов возникла на повестке дня в 2000 году, вскоре после старта федеративной реформы. Тогда создание федеральных округов стало эффективнейшим средством имитации интереса Центра к региональной политике. По мнению Михаила Виноградова, руководителя аналитического департамента Центра коммуникативных технологий «Proпаганда», Кремлю удалось застолбить эту тему, а потом попытаться побудить полпредов заниматься ее содержательным наполнением. «Поставленные тогда задачи так и не были решены до конца, – считает эксперт. – Оказалось, что федеральный Центр способен серьезно влиять на ситуацию в лучшем случае в двух-трех регионах в каждом федеральном округе».

А тут в 2003 году, после успешного объединения Коми-Пермяцкого АО и Пермской области, инициативы слияния «снизу» посыпались как из рога изобилия. Кремль в столь деликатной ситуации, похоже, растерялся: выработке четкой позиции по выстраиванию федеративных отношений он предпочел прагматичный нейтралитет. А главный реформатор страны, нынешний руководитель аппарата правительства в ранге министра Дмитрий Козак, дал понять: Центр не будет выстраивать преграды инициативам снизу, но форсировать этот процесс также не станет.

По мнению экспертов, объединение регионов Москве, с одной стороны, выгодно: уменьшение числа неконтролируемых губерний приведет к предсказуемости региональной политики. С другой стороны, накладно: финансирование этой кампании почти полностью ляжет на и без того хлипкий федеральный бюджет. Одно объединение Красноярска с Таймыром и Эвенкией тянет на 23 млрд. руб. Именно такую сумму запросил у Центра губернатор Александр Хлопонин. По подсчетам его команды, 6 млрд. в течение трех лет понадобятся для компенсации расходов на округа и 9,3 млрд. – на финансирование новых расходных полномочий, которые с 2005 года появятся у края и округов. Кроме того, он также попросил выделить краю 7,9 млрд. руб. на инвестиционные проекты. Такая ситуация возникает из-за того, что, по новому законодательству, со следующего года Таймыр и Эвенкия не смогут получать финансовую поддержку напрямую из федерального бюджета. А значит, основная нагрузка по содержанию округов придется на Красноярский край. Пока в краевой администрации не объясняют, откуда взялись столь баснословные суммы.

Руководитель аналитической группы Меркатор Дмитрий Орешкин, комментируя «НИ» последнюю инициативу красноярских властей, отметил: «Смешна сама постановка вопроса: федеральный Центр должен выделить более 20 млрд., чтобы несколько субъектов Федерации слились в единое целое. Представьте только, что два американских штата захотят объединиться и попросят донорской помощи у Вашингтона. Это – нонсенс». По мнению г-на Орешкина, финансируя на первый взгляд выгодную для себя кампанию по укрупнению, Москва, сама того не ведая, закладывает мину под целостность государства в будущем: «Центр просто прикармливает административно-военную систему устройства власти, разрушая горизонтальные связи между субъектами Федерации». В итоге будет стерта грань между регионами-донорами и регионами-реципиентами. «Красноярск, естественно, заинтересован в том, чтобы под его контроль, как финансовый, так и политический, попали богатейший Таймыр и более благополучная, чем он сам, Эвенкия», – заключил Дмитрий Орешкин.

Аналогичной точки зрения придерживается бывший сопредседатель СПС Борис Немцов, сам в прошлом губернатор Нижегородской области. «Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого АО было целесообразным. Я также могу понять необходимость объединения, например, Корякского АО с Чукоткой», – отметил он. Однако, по его мнению, нецелесообразно присоединение «слабых» регионов к более экономически развитым. К тому же, по его словам, процесс укрупнения не способствует ликвидации бюрократических барьеров, а, напротив, усиливает их: «Добраться до губернатора огромного края будет гораздо сложнее».

А депутат Госдумы Сергей Глазьев, баллотировавшийся в губернаторы Красноярского края, среди прочих, выделил этнические факторы, сопровождающие объединительный процесс. По его мнению, объединение края и автономий с их историко-культурными традициями может неблагоприятно сказаться на жителях, входящих в единый субъект территорий. «Важным фактором политического объединения является гарантия сохранности идентичности каждого из народов», – заявил «НИ» депутат. Что касается самого факта предстоящего слияния, то, по его словам, «с точки зрения современного управления нет разницы, какое количество субъектов входят в Федерацию: 89 или 20». Ключевое значение, по словам политика, имеет политическая воля, которая бы искоренила бюрократические насыпи в каждом субъекте. (Новые известия, 21.06.2004).

 
Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 17 сентября 2005
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100