Внутренняя политика ] Внешняя политика ] Экономическая ситуация ] Ситуация в регионах ] Чечня ] Страны СНГ и Балтии ] Средства массовой информации ] За рубежом ] Разное ] Архив ] Экспертное мнение ]

Опубликовано в еженедельнике "Русская мысль" № 4449, 27 марта - 2 апреля 2003 года.

Михаил Виноградов

В Москве удовлетворены «туркменскими» результатами референдума в Чечне

Чеченский избирком подвел итоги прошедшего 23 марта референдума, на который был вынесен проект конституции республики. По официальным данным, явка составила около 80% избирателей. За конституцию высказались 96% принявших участие в голосовании – результат, на постсоветском пространстве возможный разве что для Туркмении. Кроме того, одобрены законы о выборах президента и парламента Чечни. Эти данные вызвали ликование в Москве. Владимир Путин заявил, что результаты референдума превзошли самые оптимистичные ожидания, а Сергей Ястржембский признал, что Кремль ожидал явки на уровне 2/3 избирателей и 60-70-процентного уровня поддержки вынесенных документов.

Сведения о том, как было организовано голосование, крайне противоречивы и вряд ли могут быть проверены. Правозащитники утверждают, что активность избирателей была низкой, а бюллетени выдавались всем желающим. Кроме того, вопреки обещаниям, журналисты не были допущены на избирательные участки, где голосовали военные (а это около 80 тыс. избирателей). В то же время российские журналисты отмечают, что к урнам для голосования действительно выстраивались длинные очереди. Вполне логичным выглядит, что наиболее протестным оказалось голосование в пограничном с Грузией Итум-Калинском районе, но число не поддержавших проект конституции – 11% избирателей – все же вызывает немало вопросов. (С другой стороны, приведенная сепаратистским «Кавказ-Центром» оценка, в соответствии с которой за конституцию высказались лишь 10% избирателей, также сомнительна). Уместно напомнить, что в 1995 году, когда во время первой чеченской войны было организовано голосование за Доку Завгаева, явка была куда более скромной, а Завгаев получил, по официальным данным, около 60% голосов.

Но вне зависимости от реального исхода голосования очевидно, что референдум 23 марта стал заметной пропагандистской удачей российских властей. Им удалось побудить значительную часть населения принять участие в голосовании, чтобы, как минимум, «не злить» Москву и не провоцировать новую военную активность. Одобрение конституции подавалось российской стороной именно как альтернатива войне. Как полагает газета «Коммерсант», 23 марта «чеченцы приняли не конституцию – а предложение сохранить самим себе жизнь». Действительно, Кремлю теперь будет сложнее возобновить масштабные боевые действия, хотя сам факт присутствия крупной войсковой группировки, агрессивно настроенной по отношению к чеченцам, будет провоцировать нестабильность. Если реконструировать события последних недель, то оказывается, что, подобно тому, как в 1995 году акция Шамиля Басаева в Буденновске привел к заключению перемирия почти на полгода, захват отрядом Мовсара Бараева заложников в Театральном центре в Москве побудил Кремль смягчить политику в Чечне и перейти к тактике «чеченизации», призванной минимизировать влияние военных.

Одобрение конституции является и очевидным успехом главы промосковской администрации Чечни Ахмада Кадырова, показавшего, что он контролирует административный ресурс и способен обеспечить «правильный» подсчет избирательных бюллетеней. Правда, испытания для Кадырова на этом не закончатся. В декабре в республике должны пройти президентские выборы, причем Москва еще не определилась, будет ли она поддерживать нынешнего главу республики. Определенным пропагандистским ударом по Кадырову стала состоявшаяся накануне референдума встреча Сергея Ястржембского и секретаря Совета безопасности РФ Владимира Рушайло с тремя депутатами масхадовского парламента Ичкерии. Правда, сепаратисты дезавуировали эту акцию: «Кавказ-Центр» в свойственной ему стилистике сообщал, что «в ходе подготовки к «референдуму» скудная кремлевская копилка национал-отщепенцев пополнилась тремя фигурами политических бомжей, которых Ястржембский не без удовольствия вытащил на свет божий в качестве боевых слонов атаки на Масхадова». Да и сам Ястржембский в интервью «Эху Москвы» фактически исключил возможность участия в президентских выборах самого Масхадова. Но в любом случае Кадырову еще предстоит пролоббировать в Москве ранее обещанные ею встречные шаги – подписание договора о широкой автономии в Чечне (Кадыров рассчитывает заключить его в мае, но российские власти пока не торопится), амнистию, а также экономические уступки. Кадыров уже призвал оставлять в республике большую часть доходов от добычи нефти (сейчас Чечне остается лишь 49%). Как заметил в этой связи Виктор Шендерович, рассуждения о ширине автономии Чечни сами собой переходят в разговоры о диаметре нефтяной трубы.

Москва

Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 29 марта 2003
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100