Внутренняя политика ] Внешняя политика ] Экономическая ситуация ] Ситуация в регионах ] Чечня ] Страны СНГ и Балтии ] Средства массовой информации ] За рубежом ] Разное ] Архив ] Экспертное мнение ]

Опубликовано в еженедельнике "Русская мысль" № 4463, 3 - 9 июля 2003 года.

Михаил Виноградов

Москва - Ашхабад: шок или трепет?

Госдума пытается заставить президента и МИД защитить прав граждан России в Туркмении

В конце мая российские политики неожиданно обнаружили на географической карте Туркмению. Все началось с председателя Комитета Госдумы по международным делам Дмитрия Рогозина, который, не рассчитывая больше снискать лавры на «калининградской» и «чеченской» темах, обрушился с резкой критикой на президента Туркмении Сапармурата Ниязова, обвинив его в различных прегрешениях вплоть до вовлеченности в наркоторговлю и связей с международным терроризмом. Рогозина поддержал российский МИД, потребовавший от Ашхабада разъяснений относительно неожиданного выхода из договора о двойном гражданстве. Владимир Путин провел серию телефонных переговоров с Ниязовым, которые, однако, результата не принесли. В Государственной Думе прошли слушания о нарушениях прав человека в Туркмении, парламентские комитеты по безопасности, международным делам и СНГ рекомендовали россиянам отложить поездки в Туркмению, а глава комитета Госдумы по СНГ Андрей Кокошин предложил рассмотреть вопрос о введении санкций против Туркмении.

В течение апреля–мая российские СМИ неоднократно рассказывали о тяжелом положении лиц с двойным гражданством в Туркмении, но мало кто рассчитывал, что эта кампания побудит политиков к реальным шагам. Более того, пресса сообщала, что сотрудники посольства РФ в Ашхабаде «дружески» советовали жалобщикам «закопать» свой российский паспорт и забыть о его существовании. Конечно, в условиях современной Туркмении российский паспорт не является средством защиты от произвола властей (в рамках дела о покушении на Ниязова было арестовано несколько россиян, однако консульские службы особой озабоченности на этот счет не высказывали), но молчание Москвы выглядело бы как очередное «предательство» соотечественников. Сделать выбор в пользу российского гражданства тоже было непросто: в этом случае бывшие граждане Туркмении лишались собственности, в том числе квартир и домов. 

Правда, поднятая политиками буря, похоже, не особенно озаботила Ниязова. По его словам, «сегодня в Туркмении нельзя найти ни одного обиженного или преследуемого русского человека», а депутатов Госдумы, которые «орут по их ТВ, что русские в Туркмении терпят лишения», Ниязов сравнил с птичьим базаром. Российские СМИ, по мнению Ниязова,  в последнее время в открытой форме предпринимают попытки «дискредитировать политику Туркменистана, причем в самой непристойной форме, несовместимой с нормами международного этикета». А туркменский МИД был еще более категоричен: «Если компетентные органы РФ не в состоянии осуществить исполнение законов в своем государстве, то в этом случае возникает вопрос о том, насколько они могут осуществить функционирование государственной власти в стране».

Реакция российского президента на происходящее оказалась поистине стоической. На пресс-конференции 20 июня он мягко предположил, что положение русскоязычных граждан в Туркмении «не должно ухудшиться», и сообщил о создании комиссии, которая должна будет урегулировать все спорные вопросы. Довольно быстро опомнился и российский МИД, сначала было выступивший с критикой Ашхабада. 27 июня его представитель Александр Яковенко заявил, что «российская сторона не располагает подтвержденными данными о якобы имевших место конфискациях квартир граждан». Но попытка Кремля не успокоила общественность. По крайней мере, в конце июня газеты и телеканалы (даже вполне лояльные власти) продолжили публиковать материалы о притеснениях русскоязычного населения в Туркмении.

Осторожность Кремля в вопросе об отношениях с Ашхабадом вполне закономерна. 10 апреля Владимир Путин подписал в Кремле договор о сотрудничестве с Туркменией в газовой сфере, который должен принести Москве многомиллиардные прибыли. Тогда же Путин и Ниязов договорились в кулуарах о постепенном отказе от института двойного гражданства, однако в Москве надеялись, что Ашхабад будет вести дело к этому постепенно. Ниязов же 22 апреля оперативно провел через парламент соответствующие законопроекты. В Кремле восприняли это как обман, но ничего серьезного противопоставить не смогли. Конечно, активность Рогозина и других депутатов наверняка согласована с президентскими структурами и выглядит как объявление Ашхабаду информационной войны. Но обладает ли Москва иными рычагами – это большой вопрос. Военная операция по защите 120 тысяч своих граждан невозможна, к тому же этого не позволят ни Вашингтон, ни Анкара. Дипломаты, на протяжении многих лет подталкивавшие Москву к поддержке режима Ниязова, тоже показали свое бессилие. Сохранение дружественных отношений с Ашхабадом будет активно лоббировать «Газпром», активно рассчитывающий на газовое сотрудничество с Туркменией. А к пропагандистским нападкам у Ниязова, как показывают его последние действия, давно выработан иммунитет.

Москва

Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 14 июля 2003
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100