|
Политком.ru, 22 февраля 2005 годаМихаил ВиноградовВласть перехватила инициативу. Что дальше?В первой половине февраля исполнительной власти удалось вернуть инициативу, перехваченную в начале января участниками массовых акций против монетизации льгот. Несмотря на продолжение митингов в регионах и попытки проведения ряда громких акций (например, офицерского собрания в Москве), их значимость постепенно снижается, а активность протестующих, как минимум, не возрастает. Достигнутый успех побудил федеральных чиновников занять более жесткую позицию в части продвижения монетизации льгот - иллюстрацией этого стало интервью министра здравоохранения и социального развития РФ Михаила Зурабова газете "Известия" от 18 февраля, где он вполне однозначно высказался за продолжение реализации закона. В то же время возвращение к органам власти инициативы пока не привело к укреплению позиций государства в конфликте с участниками акций протеста. Насколько можно судить, митинги 11-13 февраля сторонников "Единой России" в поддержку президента и правительства не вызвали серьезных изменений настроений в обществе относительно реализации 122-го закона. Сказывается и отсутствие между высшими федеральными чиновниками единого мнения о дальнейшей экономической стратегии. Программотворческая деятельность правительства парализована противостоянием Михаила Фрадкова и Германа Грефа вокруг среднесрочной стратегии кабинета министров, а Алексея Кудрина, активно пытавшегося в конце января - начале февраля выступать главным интерпретатором экономической политики и намерений государства, сменил помощник президента Игорь Шувалов, опубликовавший 16 февраля большой концептуальный материал в газете "Ведомости". Пока статья Шувалова скорее выглядит как заявка на роль нового стратега экономической политики. Очевидно, в ближайшие несколько недель объектом внимания основных кандидатов на эту роль станет подготовка ежегодного Послания президента Федеральному собранию. По оценкам ряда экспертов, в ходе этой работы могут столкнуться интересы Алексея Кудрина и Германа Грефа, декларирующих приверженность институциональным реформам, и позиция Игоря Шувалова, склонного делать ставку на масштабные "национальные проекты". Однако Послание может и не стать конечной точкой в дискуссии об экономической стратегии. Не случайно представленные президентом в последние годы послания хотя и содержали новые ориентиры, но в целом не предусматривали кардинальный пересмотр экономического курса. Конкуренции внутри исполнительной власти способствуют и обострившиеся разногласия по вопросам деятельности крупных компаний. Продолжающаяся аппаратная борьба вокруг объединения "Газпрома" и "Роснефти" усиливается столкновением Минпромэнерго и Министерства экономического развития и торговли по поводу инвестиционной программы "Газпрома", а также борьбой лоббистских групп относительно сценариев продажи "Связьинвеста". Дополнительным фактором риска становится угроза ослабления позиций президента и правительства в информационно-пропагандистской сфере. Указанием на такую опасность послужило на минувшей неделе дистанцирование от "генеральной линии" двух политиков, ранее отличавшихся подчеркнутой лояльностью президенту, - Михаила Горбачева и Юрия Лужкова. Экс-президент СССР по-прежнему авторитетен в глазах западного общественного мнения, и его переход в мягкую оппозицию может ухудшить имидж нынешних российских властей в мировых СМИ. Что касается Лужкова, то признаки его расхождений с действиями федеральной власти стали появляться несколько месяцев назад - иллюстрацией этого стала информационная политика телеканала ТВЦ, заметно отличавшаяся от политики других государственных СМИ. В то же время президентская сторона, не добившись успеха в ходе январской попытки возложить ответственность за "эксцессы монетизации" на губернаторов, предприняла серию эффективных шагов по получению твердой и устойчивой поддержки от региональных лидеров и фактически отказалась от проектов "зачистки" губернаторского корпуса. Если доверие к С. Собянину (Тюмень) и С. Дарькину (Приморье), а также представление кандидатур Н. Виноградова (Владимир), Л. Короткова (Амурская область) и Н. Волкова (Еврейская автономная область) были по тем или иным причинам ожидаемыми, то поддержка президентом "красного" курского губернатора А. Михайлова стала сенсацией минувшей недели. Вполне вероятно, что продление власти Михайлова побудит к активизации тех глав регионов, которые после принятия новой схемы считались заведомыми аутсайдерами (Д. Аяцков, В. Стародубцев, К. Титов). Однако основная интрига была связана с судьбой двух "главных" субъектов РФ - Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов. Несмотря на возбуждение уголовных дел против ряда чиновников Югры и попытки "Газпрома" на выборах окружного собрания ЯНАО сформировать оппонирующий губернатору пул кандидатов, А. Филипенко и Ю. Неелов сохранили свои посты, причем во многих вопросах они могут рассчитывать на поддержку С. Собянина (который, невзирая на периодические конфликты с округами, в целом ориентирован на сотрудничество с ними). Вероятнее всего, этот успех позволит избежать очередного предъявления нефтяной и газовой столицам России проекта укрупнения регионов и ликвидации автономии ХМАО и ЯНАО. Решение сохранить в должности большую часть "старых" губернаторов может породить новую волну дискуссии о намерениях В. Путина в ходе второго президентского срока. Еще до выборов 2004 года эксперты разделились на тех, кто видел в действиях президента осторожные приготовления для некоего политического, стратегического и кадрового рывка, и тех, кто интерпретировал их как консервативные меры, нацеленные на предотвращения серьезных изменений баланса сил и проведение лишь минимального набора созревших изменений. Следует ожидать, что неожиданная готовность Центра поддержать в большинстве регионов действующих губернаторов даст импульс к новым дискуссиям о "миссии" второго президентского срока, причем "консервативная" версия имеет больше шансов на успех, чем "модернизационная". В ситуации определения стратегических приоритетов российские власти вновь оказались и на пространстве СНГ. Вызвавший громкий резонанс визит С. Лаврова в Грузию выглядит как свидетельство намерения Москвы сохранять "управляемую напряженность" в отношениях с Тбилиси. Тем самым заявленный президентом РФ в ходе январской встречи с В. Ющенко курс на сотрудничество с действующими властями стран СНГ проходит новое испытание: даже учитывая ожидающееся после гибели З. Жвании укрепление позиций М. Саакашвили, Кремль сегодня не готов к сближению с грузинскими властями. В двойственном положении оказались и новые украинские власти: хотя на официальном уровне Россия демонстрирует благожелательность (иллюстрацией чего стал отказ Генеральной прокуратуры от намерений арестовать Ю. Тимошенко), риторика российских государственных телеканалов по-прежнему остается крайне прохладной по отношению к блоку Ющенко-Тимошенко. Очередное "похолодание" переживают и российско-белорусские отношения: несмотря на неудачу "пророссийского" кандидата В. Януковича на украинских выборах, Минск не предпринял попыток к сближению с Россией и компенсации ей морального ущерба, нанесенного "оранжевой революцией". Помимо этого имеет место обострение отношений с Молдавией (впрочем, инициированное при активном участии официальных властей), а также очередная волна критики в адрес руководителей Литвы, Латвии и Эстонии. При этом в ближайшие месяцы российским властям придется лавировать между стремлением демонстрировать холодность по отношению к лидерам Грузии, Латвии, Молдавии, Украины и необходимостью подчеркнуто благожелательно общаться с ними в ходе мероприятий по случаю 60-летия Дня Победы. |
Сайт открыт 24 июня 2000
года. Последнее обновление: 27 февраля 2005
|