Уличная
демократия по-французски (Радио
"Маяк", 11.04.2006).
Кремль
реабилитировал губернаторов. УрФО готов к
реваншу. Посмотрите на себя глазами
известных столичных экспертов (Ura.ru, 09.04.06).
Профсоюз против
менеджмента. На заводе «Форд» в
российском городе Всеволжске продолжается
забастовка (Радио России, 16.03.2006).
Мода на
терпимость. Овладевает российскими
властями (Ведомости, 30.01.2006).
Лучшие и худшие PR-акции
2005 года (Политком.ру, 30.12.2005).
Комментарий к
этническим столкновениям во Франции
"Единая Россия"
укрепляет свои ряды кондитерами (Ren TV,
20.12.05).
Обществу прописан
самоконтроль. В профильный комитет
Госдумы поступили поправки к закону о
некоммерческих организациях (НКО) (Ведомости,
15.12.2005).
Ющенко помешают центристы
(Утро.ру, 15.12.2005)
Цена мандата.
Почему Мосгордуму считают клондайком (Ведомости,
02.12.2005). Бой с
мигрантами и либералами.
Политтехнологи об избирательной
кампании в Мосгордуму (Полит.ру, 04.12.2005).
Московские уроки
извлекли все (ИА "МиК", 07.12.2005).
Как изменить
имидж России?
(Политком.ру, 02.12.2005).
Тимошенко больше не
будет премьером
Атрошенко ушел от
пенсионеров к замороженным (Газета.Ru,
12.11.2005)
Реальна ли политика Павловского?
Что заставило известного политолога
Глеба Павловского сменить амплуа и стать
телеведущим
(Политком.ру, 06.09.2005).
Выборы в
Мосгордуму (Ren TV, 6.10.2005).
У олигархов нет
оснований для захвата властиКруглый
стол «Россия-2008: преемственность и олигархи»
(Росбалт, 21.09.2005). Олигархи
ударят исподтишка. В России возможен
сценарий "березовой революции" (Ytro.ru,
22.09.2005). Вызов под ковер.
Политологи обсудили возможность нового
заговора олигархов (Время новостей, 23.09.2005).
Кто станет
преемником Лужкова. Помимо горячо и
перманентно обсуждаемых президентских
выборов - 2008, сегодня не меньший интерес
вызывают приближающиеся выборы в
Мосгордуму и назначение мэра Москвы (Политком.ру, 06.09.2005).
26.08.2005. У БАБа и
Тимошенко могут быть общие интересы. Березовский
купит пару украинских каналов и слепит из
Тимошенко нового Президента? «Свадьбы»
Березовского и Тимошенко не будет? (fraza.com.ua,
26.08.05)
Дипломатическая
прикосновенность. Можно ли считать
избиение польских граждан в Москве
ответом на недавнее событие в Польше? (Политком.ру,
15.08.2005)
Пиарщики "в
законе". Какими стали
PR-специалисты и что ждет в будущем PR-рынок (Политком.ру,
27.07.2005).
Политтехнологам
все еще есть, что сказать по поводу ситуации
на рынке политтехнологий России и "цветных"
революций в странах СНГ (Советник,
12.07.2005).
|
|
Опубликовано на сайте ИноСМИ.Ru
Форум 'ЕС-Россия': могут ли участники
что-то предложить друг другу, и как
насчет Украины?
("Polish News Bulletin", Польша)
25 апреля 2005 года
SOURCE: 19 April issue of Gazeta Wyborcza p. 23 Часть
1
Предстоящие 9 мая торжества в Москве и
саммит 'Россия-ЕС' не должны никого
вводить в заблуждение. Конечно, лидеры
будут улыбаться и обниматься, ведь никто
на Западе не желает ослабить позиции
Владимира Путина. Но климат отношений
между Брюсселем и Москвой ухудшается, их
барометр 'падает', отмечается в статье
Мацея Кузмича (Maciej Kuzmich) и Роберта
Солтыка (Robert Soltyk) в 'Gazeta Wyborcza' о недавнем
форуме 'Россия-ЕС', состоявшемся в
Крынице на юге Польши.
Из-за кого, и из-за чего, произошло это
охлаждение?
Почти 150 экспертов, действующих и
отставных дипломатов, а также
журналистов из России и стран ЕС
собрались 14-16 апреля в Крынице в рамках
первого Форума 'Россия-ЕС', чтобы
обсудить вопрос: что можно сделать,
чтобы ухудшающиеся отношения между
сторонами окончательно не зашли в тупик.
По мнению России, в ухудшении отношений
виноват ЕС. Мало того, что новые страны-участницы
- особенно Польша и прибалтийские
государства - диктуют Брюсселю более
агрессивный тон в отношении Кремля; ЕС,
по словам Дмитрия Суслова, заместителя
директора Совета по внешней и оборонной
политике, 'в ходе украинского кризиса
впервые вмешался во внутренние дела
государств на пространстве СНГ'.
ЕС, напротив, считает виновницей Россию.
Путин повернул в сторону от демократии и
ограничил свободу в экономике: 'дело 'ЮКОСа''
показало всем, что в России не
существует четких правил в сфере
бизнеса, поскольку Кремль меняет их в
любой удобный для себя момент.
'Нас интересует не только внешняя, но и
внутренняя политика России, - отмечает
Норберт Баас (Norbert Baas), уполномоченный
германского министерства иностранных
дел по Центральной Европе, Центральной
Азии и Кавказу. - Естественно, мы
заинтересованы в том, чтобы Россия была
демократической страной, чтобы там
проводились реформы. Но главный вопрос
для Германии - это единство ЕС. России
следует быстро и радикально изменить
свою позицию в отношении стран-участниц
Союза. Ни у кого не должно быть сомнений
в том, что Берлин проявит солидарность с
новыми членами ЕС. Сегодня мы едины
больше, чем когда-либо'.
Баас имел в виду озабоченность,
высказанную на форуме в Крынице
представителями Польши и прибалтийских
государств, что недавняя встреча
Шредера с Путиным в Ганновере, где
участники дали 'зеленый свет' проекту
прокладки газопровода по дну
Балтийского моря (в обход стран,
расположенных между Россией и Германией),
а также состоявшаяся ранее встреча
Шредера, Ширака, Сапатеро и Путина,
свидетельствуют о намерении Берлина и
Парижа вести переговоры с Россией 'через
голову' Польши и прибалтийских стран.
'Если россияне думают, что они могут
использовать этот аргумент для подрыва
солидарности стран ЕС, им следует забыть
о таких намерениях, и чем раньше, тем
лучше', - так отреагировал Баас на
высказанную озабоченность.
Дело в том, что в отношениях с Москвой
перед Западом стоит проблема более
фундаментального характера, чем
поставки российской нефти и газа. Путин
должен покинуть Кремль в 2008 г., и никакой
демократической альтернативы ему не
видно. А с точки зрения политики и
экономики три года, что остались до этой
даты - очень короткий срок.
В каком направлении пойдет Россия?
Премьер-министр Польши Марек Белка (Marek
Belka) старался не преувеличивать
последние недоразумения между Варшавой
и Москвой: 'За прошлый год в наших
двусторонних отношениях не произошло
ничего по-настоящему плохого, хотя их
состояние далеко от идеала. Россия -
европейская страна, и, по крайней мере на
уровне заявлений, придерживается тех же
ценностей, что и мы'. Однако он задается
вопросом: 'Насколько у нас с ней на деле
имеются общие ценности, и одинаково ли
мы определяем, что такое
демократические институты?'
'Россия все больше оказывается на
обочине, - ответил ему Юрий Афанасьев,
президент Российского государственного
гуманитарного университета. - Мы уже
пережили три периода 'управляемой
демократии', но этого оказалось
недостаточно, и теперь Путин заявляет,
что демократические институты
необходимо приспособить к российской
специфике. Они уже превратились в
фантомы, маскирующие авторитарный режим.
Россия должна честно посмотреть самой
себе в глаза и определиться, по какому
пути она хочет двигаться. Несомненно, в
ближайшие 100 лет она не станет членом ЕС.
Более того, ЕС не захочет видеть ее среди
своих членов, поскольку будет не в
состоянии с ней справиться'.
Хотя цивилизационный выбор России
представляется очевидным, как и то, что
после расширения ЕС и украинской 'оранжевой
революции' ей следует проводить
политику максимального сближения с
Союзом, российские докладчики в Крынице
утверждали, что существует и целый ряд
других вариантов.
Советник Путина Асланбек Аслаханов, к
примеру, предположил, что России следует
'повернуться навстречу' Китаю. А по
словам Глеба Павловского, главного
кремлевского политтехнолога, 'возрождение
России в качестве мировой и европейской
державы вполне возможно'. Политический
аналитик Михаил Виноградов утверждал,
что России 'лучше сделать ставку на США,
поскольку ЕС воспринимается как
чересчур забюрократизированная и
неэффективная структура, и является для
России слишком неудобным партнером'.
Что же касается будущего России, то Якуб
Годзимирский (Jakub Godzimirski), сотрудник
Норвежского института международных
отношений (Norwegian Institute of International Affairs),
считает, что 'возможен и венесуэльский
сценарий, т.е., сильная президентская
власть, подпитываемая гневом масс и
национализмом 'нового типа''.
Однако наиболее вероятным вариантом, по
мнению выступающих, является 'путинизм
без Путина', т.е. сохранение нынешней
системы и после 2008 г. независимо от того,
кто будет ее возглавлять - сам Путин или
кто-то еще. 'Нынешние кремлевские
правители точат мечи не для того, чтобы
потом отказаться от их использования', -
отметил Евгений Киселев, главный
редактор еженедельника 'Московские
новости'.
'Треугольник' - неестественный альянс
Неопределенность будущего России с
одной стороны вызывает беспокойство, а с
другой - порождает отношение по принципу
'поживем-увидим'. Некоторые наши
западные партнеры сопровождают это -
вполне прагматично, но не без цинизма -
широкими улыбками в адрес Путина. Особо
поднаторел в этом искусстве президент
Франции Жак Ширак. Польша - не
единственная страна, которой это не
нравится: в Крынице 'треугольник Париж-Берлин-Москва'
подвергли критике также австрийские и
итальянские дипломаты.
Но есть ли реальные основания для
беспокойства в этой связи? Анн де Танги (Anne
de Tinguy) из расположенного в Париже
Европейского центра международных
исследований, утверждала обратное: 'Во
время войны в Ираке существование этого
'треугольника' имело очевидный смысл.
Однако это не новая Антанта, и не 'ось',
направленная против США. Путин, Ширак и
Шредер не могут проводить согласованную
политику, поскольку их цели различны.
Существование 'треугольника'
несовместимо со строительством единой
Европы. В связи с этим возникает вопрос:
для чего вообще ведется эта рискованная
игра?'
Ей вторил Никокал Бюссе (Nicocal Busse),
журналист из 'Frankfurter Allgemeine Zeitung': 'Этот
альянс не назовешь естественным. Россия
расценивается [в Европе - прим. перев.] не
как стратегический партнер, а как
источник потенциальных проблем - будь то
в вопросе о распространении массового
поражения или 'перетягивании каната' в
странах, граничащих с ЕС. Сегодня Европа
вообще не нуждается в помощи России - ни
на Балканах, ни на Ближнем Востоке. 'Дело
'ЮКОСа'' отрицательно сказалось на
инвестиционной привлекательности
страны. Сегодня значение России связано
исключительно с поставками газа'.
Однако Норберт Баас в этой связи отметил:
'Позиция России важна, и она может быть
полезна с точки зрения политики в
отношении Ирана, Северной Кореи и Китая.
Она всегда будет нашим важным партнером'.
Но даже он не отрицал, что в результате 'дела
'ЮКОСА'' приток германских и французских
инвестиций в Россию приостановился.
Наталья Смородинская из Института
экономики Российской Академии наук
отметила что с момента 'наступления' на 'ЮКОС'
страна потеряла 20 миллиардов долларов в
виде западных прямых инвестиций. При
этом Сергей Крылов, директор
департамента международных связей
корпорации АФК 'Система', считает, что в
ближайшие 20 лет на нужды модернизации
России потребуется не менее 20
триллионов долларов.
Но чем, помимо сырья и статуса
постоянного члена Совета безопасности
ООН - последнее обстоятельство является
небесполезным для Франции и Германии в
их политических играх с США и Китаем -
Россия может привлечь ЕС?
Россияне считают, что их стране есть что
предложить. Сергей Крылов, к примеру,
отметил: 'Некоторые российские
технические решения в области
авиастроения превосходят технологии 'Airbus',
космические технологии России
превосходят 'Arianne', а российские спутники
могут оказаться полезны при
осуществлении европейской программы 'Галилео''.
Олег Богомолов, директор Института
международных экономических и
политических исследований, добавил к
этому перечню потенциал российской
науки, хотя и сетовал на 'утечку мозгов' в
научной сфере. Не стоит забывать и о
дешевизне рабочей силы в России, хотя 'старая
Европа', которая не может справиться с
притоком польских электриков и
латышских строителей, вряд ли будет
приветствовать еще и наплыв россиян.
Однако для ЕС эти преимущества выглядят
не слишком убедительно. 'Качество наших
отношений будет зависеть от общности
ценностей, - отметил Геральд Хинтереггер
(Gerald Hinteregger), бывший австрийский посол в
Москве. - Без этих ценностей демократию в
России не построить'.
То, что в России - по крайней мере, пока -
представляется невозможным, судя по
всему, вполне осуществимо на Украине, в
Грузии, а в конечном итоге, вероятно, и в
Беларуси. Для ЕС это ближайшие соседи, и
происходящее там он не может
игнорировать, если желает обеспечить
стабильность у себя на границе. По
мнению России, эти страны входят в 'постсоветское
пространство', 'ближнее зарубежье' - зону
ее исключительного влияния. Поэтому
Кремль расценивает политику ЕС в
отношении этих государств как 'вмешательство',
а сближение между Украиной и ЕС, к
которому стремится Виктор Ющенко,
вызовет у России настоящую ярость. |